Вы на странице: ГлавнаяМедитация

ОСНОВЫ КРИЙЯ-ЙОГИ

обложка англоязычного буклета

СОДЕРЖАНИЕ

1. ГУРУ-ПАДУКА-ДХЬЯНА-ШЛОКА
2. МОЛИТВА К ДЭВИ
3. ГУРУ-ПРАРТХАНА
4. ПРЕДИСЛОВИЕ ШРИ СВАМИДЖИ К КРИЙЯ-ЙОГЕ
5. КРИЙЯ-ЙОГА
6. АСАНЫ
7. МУДРЫ
8. ПРАНА И ПРАНИЧЕСКОЕ ТЕЛО
9. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СЕТЬ
10. НАДИ-ШОДХАНА
11. ПРАНАЯМЫ
1) НАДИ-ШУДДХИ
2) САХАДЖА ИЛИ ШУДДХА
3) НИЯНТРАНА ИЛИ ВИЛОМА
4) СУРЬЯ-АНУЛОМА-ВИЛОМА
5) ЧАНДРА-АНУЛОМА-ВИЛОМА
6) СУРЬЯ-ЧАНДРА-НАДИ-БХЕДАНА С АНТАР-КУМБХАКОЙ
7) САМА-СИТОШНА
12. КЛАССИФИКАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАНАЯМ

МОЛИТВЫ КРИЙЯ-ЙОГИ

ГУРУ-ПАДУКА-ДХЬЯНА-ШЛОКАМ

Значение

Я приветствую эти священные падуки (сандалии) садгуру, на которых символически изображены Господь Вишну вместе со Шридэви (богиней богатства) и Бхудэви (богиней Земли), Агастья (святой целитель) и другие линии, а также несколько исконных букв-знаков оккультной природы.

МОЛИТВА К ДЭВИ

Значение

Святые мудрецы говорят, что трансцендентальная (запредельная) духовная энергия под названием кундалини пребывает в муладхара-чакре и проникает в чакры свадхистхана, манипурака, анахата, вишуддха и аджня (центры по распределению пранической энергии в теле). Богиня Парвати, восседающая в этих чакрах в форме треугольников, наполняет их энергией. Энергия в форме треугольника содержит в своём центре бинду (точку) — форму Шивы, и поэтому Шива и Шакти пребывают в неразрывном союзе.
(Этот союз Шивы и Шакти — проявление Вселенной)

ГУРУ-ПРАРТХАНА
Молитва к Садгуру Шри Ганапати Сатчидананде Свамиджи

Значение

Тому Всевышнему Мастеру, пребывающему в муладхара-чакре в форме Господа Ганапати,
Ему, пребывающему в свадхистхана-чакре в форме Господа Брахмы, возвышающего садхаку (духовного практикующего),
Который пребывает в манипурака-чакре, излучая красноту огня в форме Господа Рудры (Шивы),
Который пребывает в анахата-чакре и наполняет всё пространство (акашу) звучанием,
Который сверкает подобно Господу Ардханарешваре (Шива-Шакти) в форме наивысшего Пуруши (Всевышней Души) в вишуддха-чакре,
Который, пребывая в аджня-чакре, озаряет ровным сиянием как принципы света и мудрости,
Который вне дуальности, единый и неразделимый, пребывает в абсолютном состоянии Атмана (высшего Я) и Универсального Сознания в тысячелепестковом лотосе.
Ему, Гуру Ганапати, воплощению сат-чид-ананды (истины-сознания-блаженства), я возношу мои молитвы снова и снова (непрестанно).

Мысль и действие

Все наши физические действия направляются мыслями. Без мысли не может быть действия. Способность размышлять и различать (постигать) — функция нашего интеллекта. Именно благодаря интеллекту мы способны различать, что правильно, а что нет. Камень не в состоянии размышлять, потому что у него нет интеллекта. Мысль становится выраженной через действие. Микрофон перед выступающим не может улавливать или передавать мысли, если они не преобразованы в действие речи. Действие само по себе не может быть ни хорошим, ни плохим. Хорошее оно или плохое — это определяется его источником, то есть мыслью. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши действия были благородными и хорошими, мы должны взращивать и развивать благородные и хорошие мысли.
Шри Свамиджи

ПРЕДИСЛОВИЕ ШРИ СВАМИДЖИ К КРИЙЯ-ЙОГЕ

Йога — старейшее и наиболее драгоценное наследие индийской культуры. Она повсеместно воспринимается как система философской мысли, практическая дисциплина и средство самореализации. И поэтому, йога — бесконечный источник интуитивного знания, достигающий наивысшей точки в непосредственном переживании высшего "Я" (единства) посреди кажущегося множества.

Отличительная черта йога - уход в себя подобно гусенице, которая огораживает себя коконом, чтобы позже проявиться в облике совершенной бабочки. Йога — это общепризнанные врата к трансцендентальному знанию. Она помогает интуитивно осознать, что есть некий закон природы, действующий за происходящим вокруг, который побуждает ум отстраняться и уходить внутрь себя для достижения совершенства.

В Катха-упанишаде говорится:

"Разумный человек, постигая Сияющего посредством адхьятма-йоги (медитации на внутреннюю сущность), уходит как от радости, так и от горя".

Шветашватара-упанишада говорит об этом же так:

"Риши (святые мудрецы), погружённые в дхьяна-йогу (йогу медитации), осознали Мощь Души Всевышнего, сокрытую гунами (качествами)".

Заключительная дхьяна-шлока Шримад Бхагавад-гиты так описывает Абсолют:

"Которого йоги зрят своими умами, погружёнными в То, через медитацию".

Каждая глава в Бхагавад-гите названа "йогой", и вся Гита обозначена как йога-шастра (свод законов жизни). Это убедительно свидетельствует о непревзойдённой позиции йоги - среди многих других путей — как непременного средства достижения самореализации.

Йоговское совершенство — это богореализация или самореализация. Это осознание того факта, что, хотя мы кажемся сотворёнными из разного "теста", все мы сделаны из одного и того же Могущественного Существа, пронизывающего всех нас. Мы должны осознать Его, ибо мы — Его проявления. "Если ты мудрый, осознай себя". Таков путь постижения Его.

В религиозных философиях Реальность упоминается как Всевышний Господь, Чит-шакти, Садашива, Парамашива и кундалини. Ради поисков Реальности не считается необходимым отказываться от очага и дома. Достижение йога состоит в раскрытии высшего "Я" внутри. Йога-крама (методология) должна соответствовать характеру, настроению и традиционному мировосприятию практикующего.

Слово "йога" происходит от слова-корня (дхату) "юдж", что означает "соединяться". Тот, кто растворил своё низшее "я" в высшем "Я", или же своё индивидуальное сознание в Универсальном Сознании, тот является Йогом. Йог — это дживанмукта (освобождённая душа), такой как Господь Даттатрея. Йог считается превосходящим аскетов, книжников и ритуалистов.

Каковы предпосылки для обращения к спасительному средству духовного действия (йоги)?

Наивысшая цель жизни — йога. Предпосылка для успеха на пути йоги — объединённое направление всех энергий по своей воле. Тысячи проверок и ограничений, самоотречение, праведное поведение, настойчивость, аскеза, выносливость и образцовый контроль органов чувств — всё это предназначено помочь ученику-искателю (садхаку) достичь йоговского состояния. Это состояние достигается постоянной практикой сосредоточения и медитации. Поэтому терпение и настойчивость применяются для достижения йоги, что приводит к полному изменению в перспективе. При длительной йоговской практике обнаруживается имманентность (неотъемлемо присущая природа) и трансцендентальность (запредельность) Шива-Шакти.

— Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи

Гуру олицетворяет мангалу — благость
Гуру — ваша Атма-таттва — высшее "я" внутри вас
Гуру — не кто иной, как сам Брахман

КРИЙЯ-ЙОГА

Как указывается в веданте (наивысшем знании), путь к достижению цели жизни — в йоге. "Афоризмы йоги" (Йога-сутры) махариши Патанджали исчерпывающе описывают это систематическим образом. Полный курс действия — от его начала как материальное действие до его конца как духовная погружённость — это крийя-йога. Техника крийя-йоги не нова. Каждый подсознательно использует её в своей повседневной деятельности.

Через практику крийя-йоги садхаки утверждались в наивысшем состоянии йоги со всеми силами и совершенством.

Исполнение предписанных в Дхарма-сутрах обязанностей вызывает необходимое совершенствование ума, стремящегося к духовному погружению. В зависимости от склада ума способности и достижения к глубокому сосредоточению достигаются в соответствующей области деятельности.

Владыка ума подобен царю. Царь может передвигаться свободно по всему своему царству, населённому обычными людьми, но обычный человек не может входить во дворец царя.

Введение в крийя-йогу

Слово "йога" образовано от санскритского слова "юдж", что означает "союз". Это соединение дживатмы (индивидуальной души) с Сатчидананда-сварупа-Параматмой (Всеобщей Душой). Йог — это тот, кто объединяет читту (индивидуальную микрокосмическую энергию) с вишва-чайтаньей (макрокосмической энергией).

"Самадхи бхаванартхах клеш тану каранартхашча" - сутра (афоризм-поучение) мудреца Патанаджали. Эта цитата подразумевает, что крийя-йога уменьшает клеши (несчастья, обусловленные двойственностями), такие как удовольствие и боль, счастье и страдание, потеря и обретение, победа и поражение, достижение и неудача и т.д. Крийя-йога также помогает достигать состояния блаженства. Это состояние легче достижимо для практикующего крийя-йогу, чем для книжника, выполняющего только карму (социальное служение), или для того, кто занят только аскезой.

Без изменения дыхания деятельность не может выполняться. Это изменение начинается в тот момент, когда мысль о деятельности появляется в уме. Во время плавания, бега, ходьбы или сна ритм дыхания и пропорции воздушного потока изменяются между мыслью, дыханием и действием. При надлежащем управлении дыханием можно управлять жизненной энергией (праной), энергией мысли (умом) и физической энергией (телом). На философском уровне крийя-йога ведёт к управлению иччха-шакти (праной, букв. "энергией воли"), джняна-шакти (мыслью, букв. "энергией постижения) и крийя-шакти (физической, букв. "энергией действия").

Составные части йоги

Крийя-йога состоит из восьми аспектов, называемых "аштанга-йога". Эти составные части поразделяются на две категории. Первая группа относится к внешним проявлениям и называется пурванга-йога ("йога начального раздела") или бахиранга-йога ("йога внешнего раздела"). Её четыре аспекта — это яма (сдержанность, или контроль над органами чувств; внешнее соблюдение заповедей), нияма (соблюдение хорошего образа жизни в личной жизни; внутренняя мотивация доброты), асана (положение тела) и пранаяма (управление дыханием). Вторая группа касается внутренних факторов и называется уттаранга-йога ("предельная йога") или антаранга-йога ("йога внутреннего раздела"). Её четыре аспекта — это пратьяхара (абстрагирование, или полное отстранение ума от внешних объектов, притягивающих внимание), дхарана (сосредоточение или фокусирование внимания), дхьяна (медитация) и самадхи (духовное погружение). Эти восемь аспектов дополняются манасика-крийей (силами мысли).

"Обращённый внутрь ум — это высшее Я; обращённый вовне, ум становится эго и этим миром. Превращённый в различную одежду хлопок называют разными названиями. Превращённое в различные украшения золото мы называем по-разному. Но все эти одежды — хлопок, и все эти украшения — золото. Единое реально, многие — всего лишь имена и формы. Истинное знание состоит в видении Единого во всём".
Шри Свамиджи

АСАНЫ И МУДРЫ

АСАНЫ

Асаны — это положения тела для медитации и пранаямы. Они составляют третью ступень аштанга-йоги. Эти положения тела могут приниматься сидя, лёжа или даже стоя. Для практики крийя-йоги в основном используются позы сидя.

Асаны должны практиковаться регулярно до тех пор, пока не будут достигнуты высшие состояния йоги. Это метод обусловливания тела и ума. Необходимо выбрать такую асану (или асаны), которые позволяют сидеть в течение долгого времени. Кроме того, выберите такое удобное место, где будут минимальные прерывания и отвлечения внимания. Также крайне благотворна обеспеченность свежим воздухом. Ваша одежда должна быть свободной и удобной, и предпочтительно сделанной из натурального волокна, такого как хлопок. При выполнении всех асан ваше тело не должно вступать в прямой контакт с полом. Вам следует сидеть или лежать на мягкой шерстяной или хлопковой циновке (из любого натурального волокна). Если вы используете стул, также поместите циновку под стопы, чтобы они не дотрагивались до пола.

Асаны преобразовывают природу всего тела. У многих людей нервы притупляются и теряют чувствительность с течением времени. Благодаря практике пранаямы нервы становятся особенно чувствительными, активизированными и наполненными энергией. Эти изменения происходят главным образом через сушамна-нади - главный энергетический канал, который проходит через центр позвоночника. По этой причине во время выполнения асаны необходимо всегда держать голову, шею и спинной хребет прямо. Это будет распределять вес тела равномерно между рёбрами и тазом. Во время сидения в асане кровообращение меняется. Например, в падмасане (поза лотоса) кровообращение в ногах уменьшается, а поток крови в верхней части тела увеличивается.

Для практики крийя-йоги предписываются следующие асаны: падмасана, сиддхасана, ваджрасана, брахмендрийасана, шавасана.


Падмасана


Сиддхасана


Ваджрасана


Брахмендрийасана


Шавасана

Сукхасана ("счастливая поза")

Сукхасана — это любое удобное положение тела. Оно предназначено для тех, кто не может принимать ни одно из вышеописанных положений тела. Тело не должно вступать в прямой контакт с полом, так что держите одеяло или циновку под стопами или телом. Например, вы можете сидеть на стуле, или же на полу с вытянутыми вперёд ногами, слегка упираясь спиной в стену. Но помните: каким бы ни было положение тела, позвоночник, шея и голова должны находиться на прямой линии.

МУДРЫ

Мудры — это жесты, принимаемые руками и пальцами во время сидения в асане. Они выражают отношения между психическими, тонкими и физическими аспектами тела. Жесты рук в основном служат двум целям: они выражают идеи, или же они передают энергию. Когда мы приветствуем кого-то, обмениваемся рукопожатием или делаем намаскар (индийское приветствие со сложенными ладонями), эти жесты выражают идеи или чувства, такие как уважение, расположенность или почтение. Во многих традиционных танцах рукам и пальцам придают различные положения, чтобы передать определённые чувства. Во время выполнения пранаямы мудры используются для увеличения и перераспределения прана-шакти (жизненную энергию) по всему телу.

С помощью этих жестов тонкие вибрации возникают в телесных нади (нервах астрального тела) и кошах (тонких телах). Существует много энергетических центров и меридианов, расположенных по всему телу. Каждый меридиан имеет своё окончание-точку (сей) на кончике каждого пальца. Во время выполнения пранаямы определённые магнитные поля и энергии порождаются в различных частях тела. С помощью выполнения определённых мудр эта энергия передаётся от одной части тела (центра меридиана) к другой, и также физическая энергия преобразовывается в тонкую энергию. Это становится возможным благодаря простому соединению кончиков пальцев (точек сей).

Руки и пальцы используются для принятия мудр (жестов), и каждый палец имеет собственное значение. В данной таблице объясняются эти аспекты:

Пальцы Элементы Вайю Качества Энергетические центры / Функции в теле
Большой Огонь Прана Параматма Лёгкие
Указательный Воздух Апана Дживатма Толстая кишка
Средний Эфир Удана Саттва Сердцебиение (пульс)
Безымянный Земля Вьяна Раджас Элемент огня в тонкой кишке
Мизинец Вода Самана Тамас Функционирование сердца в целом

Для выполнения пранаямы рекомендуются следующие мудры: насикагра, джняна, чинмайя, ади, Брахма, Бхайрава и Бхайрави.


Насикагра-мудра

Эта мудра используется для попеременного дыхания через ноздри.


Джняна-мудра


Чинмайя-мудра


Ади-мудра


Брахма-мудра


Бхайрава-мудра и Бхайрави-мудра

Безмолвие

Безмолвие (мауна) — это медитация. Практика безмолвия очень важна для садхака (подвижника). Безмолвие умиротворяет природу человека и помогает ему эволюционировать на духовном пути. Человеку не следует всегда говорить слишком много без необходимости. Ему следует говорить только то, что очень необходимо. Соблюдение строгого безмолвия в назначенные периоды времени — это акт тапаса (аскезы).
Безмолвие не означает простое сдерживание языка. Уму также следует дать полный отдых. В результате ум наделяется большей силой и большей ясностью. Он освежается. Сила сосредоточения увеличивается. Ваша сила сосредоточения зависит от того, насколько пустой ваш ум. Безмолвие очень эффективно для опустошения ума. Все великие личности и мудрецы практиковали долгие периоды безмолвия. В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит: "Среди тайных вещей Я — безмолвие".
Поэтому давайте учиться быть безмолвными.
Шри Свамиджи

ПРАНА И ПРАНИЧЕСКОЕ ТЕЛО

Прана не означает дыхание, воздух или кислород. С научной точки зрения прана — это жизненная сила. Это энергия в постоянном движении. Она начинается ещё с чрева матери.

Ранее упоминалось, что прана подобна электрической энергии. Так же, как электрическая энергия имеет положительную и отрицательную полярность, так и прана входит в наше тело через воздух в процессе дыхания и передаётся как жизненная положительная энергия (главная прана), а через ум — отрицательная энергия (манас, ум). Жизненная энергия (главная прана) входит в тело и разветвляется на пять подпран в различных областях в нашем теле. Это подобно тому, как электрическая энергия преобразовывается в свет, звук, жар, воздушную и механическую энергию в различном оборудовании.

4 УДАНА
5 ВЬЯНА
1 ПРАНА
3 САМАНА
2 АПАНА
4 УДАНА

Ниже указана таблица, поясняющая вышеприведённое изображение.

ВАЙЮ (ветра) МЕСТО ДВИЖЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ОТНОШЕНИЕ К ОРГАНАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРАНА От верхней поверхности диафрагмы до верхней части горла Вверх Сердце и лёгкие Дыхательные функции, глотание и кровообращение
АПАНА От пупка к анусу Вниз Почки, мочевой пузырь, органы выделения и размножения Удаляет ненужные газы, жёлчь, выделение мочи; выталкивание ребёнка из утробы во время рождения
САМАНА Между пупком и диафрагмой Движения вправо и влево Тонкая и толстая кишка, живот, печень и т.д. Пищеварительные соки, формирование и движение спермы и функции яичника, переваривание и усваивание пищи
УДАНА Руки, ноги, голова и выше горла В руках и ногах вниз, в голове — вверх Органы чувств, руки и ноги Симпатическая и парасимпатическая нервные системы
ВЬЯНА По всему телу По всему телу Мускулы Прикосновение, движение мускулов, балансирование всех пран и поддержка

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СЕТЬ

Прана в физическом теле известна как динамическая энергия и умственная энергия (манас). Эти энергии поддерживаются двумя каналами в нашем теле через две нади, называемые пингала (праническая) и ида (манасическая / ментальная). Пингала-нади связана с дыханием через правую ноздрю, а ида-нади — с дыханием через левую ноздрю. Они подобны положительному и отрицательному току. Эти нади — пути-проводники пранического тока, который течёт по всему телу. Эти нади невозможно увидеть в анатомическом теле, поскольку они имеют тонкую природу, в то время как нервы анатомически известны и наблюдаемы, поскольку они относятся к физическому телу. Нади в йоге относятся к праническому телу и к тонким кошам (оболочкам). Праническая энергия движется в различных направлениях в различных местах в нашем теле и протекает через 72000 нади, через которые прана и сознание распределяются в теле. Подробности о наиболее важных нади будут приведены позже в разделе "Нади и их описание".

На вышеприведённом изображении показаны местоположения подпран и их движения в теле.

ДЫХАНИЕ

Для выполнения пранаямы (техники по управлению дыханием) полезно определённое знание о дыхании и о том, как это связано с вашим телом. На курсах крийя-йоги рассматриваются следующие вопросы:

1) Каков состав воздуха, который мы вдыхаем и выдыхаем?
2) Как воздух входит в наше тело?
3) Как воздух усваивается в нашем теле?
4) Как он наполняет тело энергией и активизирует его?
5) Какова ёмкость нашего дыхания?
6) Как мы можем улучшать ёмкость нашего дыхания?
7) Как праническая энергия преобразовывается в другие энергии в нашем теле, чтобы выполнять метаболические функции?
8) Как праническая энергия производит тонкие изменения в нашем теле?

Процесс вдоха и выдоха — это дыхание. Вдох может быть описан как активное положительное дыхание, а выдох — как отрицательное (в полярности дыхания). Между этими двумя процессами есть ещё один, называемый задержка (кумбхака). Он называется превосходящим двойственность (трансцендентальным, или запредельным). Вдох называется пурака, а выдох — речака. При нормальном дыхании или вдох сильный и выдох слабый, или же наоборот. В результате пранаямы во время пураки вдыхание воздуха медленное, направляемое и управляемое. Обычно пурака или такой же длительности, как речака, или в двара дольше речаки. Это помогает сознательному управлению откликом расслабления. Это может быть достигнуто улучшенным дыханием.

Улучшенное управление процессом пураки и речаки означает более сознательное и эффективное поглощение кислорода и высвобождения углекислого газа. Это приводит к улучшению умственного и эмоционального состояний.

Движение дыхания обусловлено электромагнитной энергией кундалини в муладхара-чакре. Когда энергия в кундалини ослабляется и расхолаживается, дыхание также уменьшается и, в конечном счёте, останавливается, и человека объявляют мёртвым. Наблюдения показывают, что, несмотря на вентилятор, установленный человеку в отделении интенсивной терапии для обеспечения кислорода, человек может умереть. Это означает, что ни кислород, ни дыхание не являются жизненной силой. Только праническая энергия позволяет происходить процессу дыхания.

В нижеприведённой таблице показаны изменения в составе воздуха от вдоха к выдоху.

Название газа Вдох (%) Выдох (%)
Азот 79 79
Кислород 20 16
Углекислый газ 0.04 4.04
Другие газы 0.96 0.96

НАДИ-ШОДХАНА

Согласно свара-йога-крийе (науке цикла дыхания), преимущественный поток дыхания изменяется от одной ноздри к другой каждые 90 минут. Между этими изменениями имеется краткий интервал, длящийся от 3 до 4 минут, когда дыхание течёт одинаково через обе ноздри. Уровни сосредоточения будут выше во время этого уравнённого (выровненного) состояния. Поэтому практикующим следует стремиться достигать этого уравнённого потока воздуха через обе ноздри в течение более длительных периодов времени.

В нашем теле имеется 72000 нади (астральных нервов). Два наиболее важных из них — ида-нади и пингала-нади. Ида-нади относится к левой ноздре (соответствующей Чандре, или Луне, через которую течёт умственная энергия), а пингала-нади — к правой (соответствующей Сурье, или Солнцу, через которую течёт праническая энергия).

Нади-шодхана — это процесс, который определяет доминирующую ноздрю вашего дыхания. Он начинается с помещения вашего указательного пальца или тыльной сторони ладони на расстоянии 10-15 см ниже носа. Глубоко вздохните, выдохните через нос и почувствуйте разницу в интенсивности потока воздуха на вашей коже. Отметьте, у какой ноздри усиленный поток воздуха, а у какой — слабый. (Примечание: время от времени ваше дыхание может течь одинаково из обеих ноздрей.)

ПРАНАЯМЫ

1. НАДИ-ШУДДХИ

Следующий шаг после определения вашей доминирующей ноздри — нади-шуддхи. Этот процесс восстанавливает и выравнивает дыхание в обеих ноздрях. Нади-шуддхи состоит из следующих шагов:

1) В насикагра-мудре те, у кого слабее поток воздуха в правой ноздре (пингала-нади), должны закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и вдохнуть через правую ноздрю, затем закрыть правую ноздрю большим пальцем и выдохнуть через левую ноздрю, 15 раз (15 циклов). Это называется Сурья-бхедана-крийя. Те, у кого слабее поток воздуха в левой ноздре (ида-нади), должны закрыть правую ноздрю большим пальцем и вдохнуть через левую ноздрю, затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и выдохнуть через правую ноздрю, 15 раз (15 циклов). Это называется Чандра-бхедана-крийя. Вдохи и выдохи должны быть в равной пропорции в обоих случаях.


ЧАНДРА-БХЕДАНА
СУРЬЯ-БХЕДАНА

2) У некоторых людей поток дыхания может быть одинаковым в обеих ноздрях. В этом случае в насикагра-мудре практикуйте поочередное дыхание через ноздри. Это вдох через левую ноздрю и выдох через правую, после чего идёт вдох через правую ноздрю и выдох через левую. Повторите 10 циклов. Это называется Сурья-Чандра-нади-бхедана-пранаяма-крийя.


1. Вдох
2. Выдох

Но если даже после этих методов поток дыхания остаётся неравным, не беспокойтесь. Это естественное явление, и вам нет нужды обращаться к каким-либо другим методам.

Начинающие могут не ощущать немедленного результата, но после нескольких сессий пранаямы нади-шуддхи (чистота каналов) улучшается. В результате дыхание также улучшается.

Примечание: каждую сессию крийя-йоги следует начинать с нади-шуддхи для прочищения и балансирования потока дыхания.

2. САХАДЖА-ПРАНАЯМА или ШУДДХА-ПРАНАЯМА

Это балансирующая (выравнивающая) пранаяма — основа для всех последующих пранаям. Это нормальное дыхание, выполняемое систематизированным и ритмическим образом. Практикуйте сахаджа-пранаяму следующим образом:

1 — ключичная область дыхания
2 — грудная область дыхания
3 — диафрагмальная область дыхания

Йоговское дыхание

1) Отследите своё дыхание посредством нади-шодханы.
2) Прочистите и сбалансируйте своё дыхание посредством нади-шуддхи.
3) Сядьте в стхити-асану (сидячее положение), выполняя Брахма-мудру. Выполняя кайястхайрью (поток осознавания тела), закройте глаза и сосредоточьте своё внимание на бхрумадхье (центре между бровями).
4) Йоговское дыхание: это трёхаспектный по отношению к лёгким процесс, и он достигается при глубоком вдохе. Он вовлекает расширение лёгких в ключичной области (верхний отдел груди), грудной области (средний отдел груди) и диафрагмальной области (верхняя часть живота). С полным вдыханием воздуха и безмолвным повторением мантры в уме медленно вдыхайте и выдыхайте, поддерживая дыхание равным по объёму и продолжительности.
5) Практикуйте 15 таких циклов.

3. НИЯНТРАНА-ПРАНАЯМА или ВИЛОМА-ПРАНАЯМА

Во время обычного дыхания воздух течёт плавно и равномерно. Ниянтрана-пранаяма означает вдыхание и выдыхание с задержкой. "Ниянтрана" означает "прерываемое управляемое дыхание", а "вилома" означает "идти против естественного потока".

Практикующий может представить ребёнка, взбирающегося по лестнице. После каждой ступеньки наверх есть задержка. Точно так же есть задержка после каждого шага при спуске. Практикующему следует принять такую же методологию для этой пранаямы. Полный объём вдыхаемого воздуха разделяется на три или четыре РАВНЫХ части — каждая часть подобна ступеньке в лестнице. Вы делаете вдох, задержка, вдох, задержка и т.д., пока ваши лёгкие не наполнятся. Подобным образом во время выдоха полный объём воздуха выдыхается тремя или четырьмя РАВНЫМИ частями — выдох, задержка, выдох, задержка и т.д., пока ваши лёгкие не опорожнятся. Каждый шаг и задержка должны иметь равную продолжительность. Ниже приведена диаграмма-иллюстрация:

Эта наполняющая энергией пранаяма помогает увеличивать силу лёгких, что в конечном счёте способствует активизированию пранической энергии. Она также очищает кровь. Это та пранаяма, которую использовал Господь Хануман при совершении огромного прыжка через океан.

Практика ниянтрана-пранаямы состоит в следующем:

1) Сядьте в асану или с ади-мудрой, или с чинмайя-мудрой. Выполняя кайястхайрью, закройте глаза и и сосредоточьте своё внимание на бхрумадхье.
2) Выдохните полностью посредством полного втягивания живота с помощью мускулов.
3) Вдохните, шаг за шагом, в 3-4 стадии, пока лёгкие не наполнятся.
4) Задержите дыхание (внутренняя задержка) на 3-4 секунды.
5) Выдохните, шаг за шагом, в такие же 3 или 4 стадии, пока лёгкие не опорожнятся, затем втяните живот, чтобы максимально вытеснить воздух из лёгких.
6) Следите, чтобы вдох и выдох были равными по объёму. Кроме того, каждый шаг и задержка должны иметь равную продолжительность (за исключением внутренней задержки "на вершине лестницы").
7) Практикуйте 10 таких циклов.

По мере увеличения силы лёгких практикующий может постепенно увеличивать число шагов (частичные вдохи / выдохи) от 3-4 до 11 в течение 12 недель.

САХАЯ-КРИЙЯ НИЯНТРАНА-ПРАНАЯМЫ СО-ХАМ

Эта вспомогательная крийя способствует улучшению уровней сосредоточения.

1) Сядьте в стхити-асану с джняна-, чин- или чинмайя-мудрой. Выполняя кайястхайрью, закройте глаза и и сосредоточьте своё внимание на бхрумадхье.
2) Высвободите свой ум посредством распространения вашего осознавания и прислушивайтесь ко всем звукам, даже самым далёким. Вы обнаружите, что уделение внимания этим звукам не является необходимым, и что это нарушает ваше сосредоточение.
3) Теперь постепенно отстраняйте ваше осознавание к ВАШЕМУ ближайшему звуку — вашему собственному дыханию.
4) Во время вдоха дыхание звучит подобно "Со-", а во время выдоха оно звучит подобно "-хам". Слушайте этот "Со-хам" ясно, держите челюсти без соприкосновения друг с другом, а губы — сомкнутыми. Это приводит к сокращению в голосовой щели, и воздух идёт непосредственно в суженную гортань, порождающую эти два звука. Это также упоминается как Атма-шабда, что означает "То (Со) — это я (хам)".
5) Сосредотачивайтесь и слушайте "Со-хам" так долго, как вы можете. Это своего рода медитация.
6) Практикуйте эту сахая-крийю от 3 до 5 минут.

СУРЬЯ-ЧАНДРА-НАДИ-БХЕДАНА-ПРАНАЯМЫ

(см. иллюстрацию ранее)

Это четыре разновидности выравнивающих пранаям, которые очищают нади (нервы). Правая ноздря (Сурья) относится к пингала-нади, которая несёт прана-шакти (энергия жизненной силы). Левая ноздря (Чандра) относится к ида-нади, которая несёт манасика-шакти (умственная энергия).

Эти различные методы Сурья-Чандра-нади-бхедана-пранаямы приносят различную пользу, каждая со своим определённым применением.

Практика ВСЕХ этих Сурья-Чандра-нади-бхедана-пранаям:

1) Сядьте в стхити-асану.
2) Насикагра-мудра требуется для правой руки; левая рука может быть в джняна-, чин- или чинмайя-мудре.
3) Выполняя кайястхайрью, закройте глаза и и сосредоточьте своё дришти (видение) на бхрумадхье.
4) Вдыхайте и выдыхайте с мысленным повторением мантры, не забывая выполнять вдох и выдох равными по объёму и продолжительности.

4. СУРЬЯ-АНУЛОМА-ВИЛОМА-ПРАНАЯМА

(правостороннее дыхание)

Выполняя насикагра-мудру и закрыв левую ноздрю безымянным пальцем правой руки, вдыхайте и выдыхайте только через правую ноздрю. Это должно быть выполнено 16 раз за одну сессию. Эта очищающая пранаяма улучшает правостороннее дыхание. Если её выполнять четыре раза в день (27 циклов каждый раз утром, в полдень, вечером и ночью перед приёмом пищи) в течение шести месяцев, это будет полезно для уменьшения веса тела и корректировки пониженного давления крови (эта пранаяма также упоминается как Сурья-вилома-пранаяма).

5. ЧАНДРА-АНУЛОМА-ВИЛОМА-ПРАНАЯМА

(левостороннее дыхание)

Выполняя насикагра-мудру и закрыв правую ноздрю большим пальцем правой руки, вдыхайте и выдыхайте только через левую ноздрю. Это должно быть выполнено 16 раз за одну сессию. Эта очищающая пранаяма улучшает левостороннее дыхание. Если её выполнять четыре раза в день (27 циклов каждый раз утром, в полдень, вечером и ночью перед приёмом пищи) в течение шести месяцев, это будет полезно для увеличения веса тела и корректировки повышенного давления крови (эта пранаяма также упоминается как Чандра-вилома-пранаяма).

Примечание: для получения надлежащих результатов Сурья- и Чандра-анулома-вилома-пранаямы должны практиковаться в течение шести месяцев при соблюдении надлежащей диеты (низкокалорийной саттвической пищи).

Следующие две разновидности Сурья-Чандра-нади-бхедана-пранаямы вовлекают попеременное дыхание через ноздри и включают в себя задержку дыхания.

Для практики этих пранаям мы укажем некоторые новые термины и их значения:

Пурака Вдох
Антар-кумбхака Внутренняя задержка, или удерживание воздуха в лёгких после завершения вдоха
Речака Выдох
Бахир-кумбхака Внешняя задержка, или удерживание лёгких порожними и не-вдыхание после завершения выдоха

6. СУРЬЯ-ЧАНДРА-НАДИ-БХЕДАНА-ПРАНАЯМА С АНТАР-КУМБХАКОЙ

Левая ноздря
Правая ноздря

1) Сядьте в стхити-асану с соответствующими мудрами. Выполняя кайястхайрью, закройте глаза и и сосредоточьтесь на бхрумадхье.
2) Закройте правую ноздрю и вдыхайте (пурака) через левую ноздрю, мысленно повторяя мантру.
3) Выполняйте антар-кумбхаку (внутреннюю задержку) столько времени, сколько у вас уходит на повторение мантры.
4) Закройте левую ноздрю и выдыхайте (речака) через правую ноздрю, безмолвно повторяя мантру.
5) Удерживая левую ноздрю закрытой, вдыхайте через правую ноздрю, мысленно повторяя мантру.
6) Снова выполняйте антар-кумбхаку (внутреннюю задержку) столько времени, сколько у вас уходит на повторение мантры.
7) Закройте правую ноздрю и выдыхайте через левую ноздрю, безмолвно повторяя мантру.
8) Это составляет 1 цикл этой пранаямы. Повторите 10-15 таких циклов.

7. САМА-СИТОШНА-ПРАНАЯМА

Это наполняющая силой и безмятежностью пранаяма, которая помогает регулировать температуру тела и придаёт прохладной свежести. Она поддерживает гомеостаз (постоянство внутренней среды организма, её устойчивого равновесия с внешним миром) с учётом изменений во внешней окружающей среде или эмоциях. Эта пранаяма также увеличивает уровни сосредоточений через линейное осознавание при наблюдении за дыханием, когда оно проходит между носом и лёгкими. Кроме того, она расслабляет мускулы и способствует улучшению сна.

Практикуйте сама-ситошна-пранаяму следующим образом:

1) Сядьте в стхити-асану с чинмайя-мудрой. Выполняя кайястхайрью, закройте глаза и и сосредоточьтесь на бхрумадхье.
2) Вытяните язык наружу и произнесите звук "О", пока язык не свернётся трубочкой при помощи губ.
3) Вдохните, втягивая воздух через этот вытянутый в форме трубочки язык. Воздух охлаждается в результате своего контакта с влажным языком. Этот прохладный воздух проходит через голосовую щель, трахею (дыхательное горло), бронхи, бронхиолы и, наконец, достигает альвеол (воздушных ячеек) в лёгких. Наблюдайте за ощущениями проходящего через этот канал прохладного воздуха. Это называется линейным осознаванием и помогает улучшать сосредоточение на уровне таламуса (зрительного бугра).
4) В конце вдоха втяните язык и закройте рот. Выполняйте антар-кумбхаку (внутреннюю задержку дыхания) в течение 3-4 секунд.
5) Выдохните через обе ноздри и наблюдайт за ощущением горячего воздуха, проходящего через этот канал и вытекающего через нос.
6) Теперь вдохните через обе ноздри, уделяя своё внимание воздуху, протекающему в лёгкие.
7) После короткой задержки выдохните через рот, вытягивая язык трубочкой.
8) Это составляет 1 цикл. Повторите 6 таких циклов.


Сама-ситошна-пранаяма

Примечание: не практикуйте эту пранаяму, если вы страдаете от простуды, или если вы физически расположены в холодном климате.

САХАЯ-КРИЙЯ-ПРАНАЯМА: МАНО-ВИКШАНА

Эта вспомогательная крийя связана с наблюдением за умом.

Метод: расслабьте тело. Сидя, вытяните ноги вперёд, слегка откиньтесь назад, опираясь на руки, и поверните голову слегка вверх при поддержке плеч. Закройте глаза и отпустите ум, оставив его с его собственными мыслями. Наблюдайте за тем, где он путешествует.

Ваш ум захвачен волнами мыслей, связанными с прошлыми переживаниями или представлениями о будущем. Вы — наблюдатель, ум — объект наблюдения, а процесс - наблюдение. Ум никогда не будет устойчивым, поскольку он нуждается в том или ином занятии. Анализируйте, почему он колеблется, и нужно ли ему колебаться. Если вы будете спрашивать ум, волны мыслей будут стихать.

Вы должны удерживать ум вовлечённым в такое занятие, чтобы он не колебался (т.е. без волнений). Это позволит ему постоянно фиксироваться на одной мысли, что ведёт к дхаране (сосредоточению). Даже если он будет колебаться, вы будете способны сознательно возвращать его назад к данному занятию.

Эта сахая-крийя также может практиковаться в свободное время для установления контроля над своими мыслями.

Классификация пранаям и их использования
Пранаяма Праническое использование Влияние на здоровье
Сурья-бхедана 15 циклов утром Очищает Сурья-нади Корректирует низкое давление крови, улучшает память, уменьшает тупость, облегчает аллергию, простуду, болезни синуса (пазухи)
Сурья-анулома-вилома 27 раз за каждую сессию утром, в полдень, вечерером и ночью. Все 4 раза перед приёмом какой-либо пищи. Продолжительность — 6 месяцев практики со строгой диетой. Очищает Сурья-нади Уменьшает ожирение, корректирует низкое давление крови
Чандра-анулома-вилома Практиковать как указано выше Очищает Чандра-нади Выстраивает надлежащее тело, корректирует высокое давление крови
Чандра-бхедана 15 циклов утром и вечером Очищает Чандра-нади Корректирует высокое давление крови, рост интеллекта, корректирует сверхактивность, уменьшает беспокойство и напряжённость
Сахаджа 15 циклов утром и вечером Выравнивает дыхание Очищает кровь
Ниянтрана 10 циклов утром и вечером Активизирует прану Увеличивает праническую энергию тела, живость
Сама-ситошна 10 циклов утром и вечером Наполняет безмятежностью и живостью умственные энергии Корректирует высокое давление крови, расслабляет тело, понижает жар, стимулирует сон, расслабляет мускулы, корректирует избыток жёлчи и кислотность.

Примечание: при практике пранаям, пожалуйста, продолжайте принимать ваши регулярные лекарства и сокращайте их приём только по предписанию доктора.

чакры и кундалини

АВАДХУТА-ДАТТА-ПИТХАМ
Датта-нагар, Майсур, 570 025 Индия
Тел.: 0821-2486486, 2480424, факс: 2487487
Интернет: www.dattapeetham.com
Электронная почта: mail@dattapeetham.com

© Перевод с английского: Ишвара, 2007. Опубликовано переводчиком на сайте //scriptures.ru/. Действующий линк на оригинальную публикацию при переопубликовании обязателен.