Вы на странице: ГлавнаяМедитация

"КРИЙЯ-ЙОГА"

НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС КУЛЬТУРЫ ДУШИ И СУЩНОСТЬ ВСЕХ РЕЛИГИЙ

ПАРАМАХАМСА ХАРИХАРАНАНДА


© Парамахамса Праджнянананда, шестое англоязычное издание, 2004 (первое издание – 1977).

© Перевод с английского: В.В. Вернигора, июль 2005 (Дхарамсала). Опубликовано переводчиком на сайте //scriptures.ru/. Действующий линк на оригинальную публикацию при переопубликовании обязателен.

Для корректного просмотра текста этой книги Вам необходимы санскритские шрифты Diacrypt и Sanskrit 98.


ЛЁГКИЙ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ

Чтобы стать йогом, нет необходимости отрекаться от мира и жить жизнью отшельника. Также не имеется обязательного требования продолжать свою практику йоги для достижения наивысшей Реальности – Бога. Ибо, согласно Харихаранандаджи, любой мужчина или любая женщина старше 13 лет, ведущие обычный семейный образ жизни, могут стремиться раствориться в божественном Существе за время своей жизни, если они практикуют крийя-йогу.

Крийя-йога изложена им как комбинация трёх йог: карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога. Её научная техника близка методу Патанджали. Эта техника включает в себя шесть стадий. Харихаранандаджи подробно описывает не только эти стадии, но также и те ощущения, которые крийяван (практикующий крийя-йогу) обычно испытывает на каждой из этих последовательных стадий. В то же время он также обсуждает, как тонизировать телесные функции крийявана на каждой стадии.

Ещё одно положительное качество поучений Харихаранандаджи состоит в том, что они отличаются своей свободой от какой-либо религиозной догмы или сектантского верования. Его несектантское мировоззрение отражено в его научном подходе к предмету.

Амрита-базар-патрика,
24 ноября 1985 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение
Об авторе
Примечания редакторов

I. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Бог и высшее “Я”
Мечта Бога
Бессмертие высшего “Я”
История двух птиц
Мистерия жизни и смерти
Цель жизни
Роль гуру
Признаки гуру
Духовное наследие Индии

II. УСКОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Возможность
Нарождающаяся эволюция
Процесс ускорения эволюции
Процесс расширения сознания

III. НАУКА КРИЙЯ-ЙОГИ
Древняя йога
Различные виды йоги
Крийя-йога
Концентрация и сублимация животворной силы

IV. ТЕОРИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ
25 элементов каждого человеческого тела
Животворные потоки и чакры
При всяком изменении нашего настроения наше дыхание изменяется
Как выключать свой ум
Что крийя-йога может дать вам
Пять типов потоков
Когда ум становится безмятежным, вы можете осознавать три проявления
Подлинное значение огненной церемонии

V. КРИЙЯ-ЙОГА В ДРЕВНИХ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЯХ
Веды
Упанишады
Бхагавад-гита
Брахма-сутры
Рамаяна
Бхагаватам
Йога-сутры Патанджали
Крийя-йога в других йоговских священных писаниях
VI. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ

VII. МЕТАФИЗИКА КРИЙЯ-ЙОГИ

VIII. ПОЛЕЗНОСТЬ КРИЙЯ-ЙОГИ
Здоровье – это богатство
Контроль над умом
Интеллектуальное развитие
Развитие индивидуальности
Духовный рост

IX. АНТАСТХАВАРНА

X. ХАМСА

XI. ОМ

XII. РЯДОМ С ДВУМЯ ВЕЛИКИМИ МАСТЕРАМИ

XIII. ЗАПИСИ БЕСЕД
1. “Узнайте о том, что вы можете обрести” – радиопередача в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия, июль 1975 г.
2. Лекция в клубе “Космос”, Амстердам, Нидерланды.
3. “Крийя-йога – основа и единство всех религий” – лекция в Вашингтонском обществе этики, г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия.
4. Лекция в клубе "Ротари" г. Куракао, Антильские острова, Нидерланды.

XIV. НАЕДИНЕ С ПРЕДАННЫМИ

Сеть крийя-йоги

СПИСОК ДИАГРАММ
1. Семь духовных центров в человеческом теле
2. Руководство к медитации
3. Один цикл крийи эквивалентен солнечному году естественной духовной эволюции
4. Один цикл крийи включает в себя различные фазы каждого лунного месяца
5. Размещение исконных слогов (биджа-мантр) внутри человеческого тела
6. Размещение исконных слогов
7. Пять вакуумов (пространств) в черепе
8. Пять тонких жизненных воздухов (потоков) в каждом человеческом теле
9. Семь священных огней в человеческой системе
10. Антастхаварна (1)
11. Антастхаварна (2)
12. Человеческая физиология
13. Каждое человеческое тело – это Бхагавад-гита
14. Всепронизывающий огонь Бога
15. Взаимосвязь микрокосма тела, чакры и звука Аум
16. Человеческий мозг – царство Божие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Жизнь и учения великих душ – подлинные сокровища человечества. Великие души не только посвятили свои жизни совершенствованию и высшему сознанию, но также и каждое их мгновение посвящено всему мирозданию для ускорения духовного развития. Мудрец Нарада в его великолепном труде “Бхакти-сутры” (“Афоризмы о всевышней Любви к Господу”) прекрасно описал, что достигший самореализации не только достиг цели, преодолев завесу игры майи (иллюзии), но также и помогает другим пересечь этот океан иллюзии. Жизнь самореализованного подобна горящему пламени; оно освещает себя, освещает других и также зажигает огонь в других лампах.

Мы очень ясно видели в жизни нашего любимого гурудэва Парамахамсы Харихарананды красоту его духовной мудрости, интуитивную проницательность, горящее пламя любви и бескорыстное служение человечеству в целом. Каждое мгновение его долгой божественной жизни, которая включает в себя шестьдесят четыре года монашеской самоотречённости и более чем пятьдесят лет неустанного преподавания крийя-йоги, было использовано на благо всех и каждого. Его повседневная жизнь начиналась с ранних часов рассвета и различными способами приносила радость и любовь в жизни многих искателей. Он использовал каждый момент своего времени для всех, непрерывно напоминая нам о том, что растраченное впустую время – это растраченная впустую жизнь. Он неоднократно указывал: “Проводите своё время только с Богом, и тогда время не будет потрачено впустую”.

Гурудэв превратил жизни многих в жизни истинно влюблённых в Бога. Он написал бесчисленные вдохновляющие письма своим ученикам во всём мире. Как автор, он подарил нам много прекрасных духовных книг. Знаток многих языков, он писал книги прежде всего на английском, на языках ория и бенгальском. Он написал несколько связанных с крийя-йогой книг на языке ория. Некоторые из его книг всё ещё не переведены на английский язык. Его наиболее популярная книга – “Крийя-йога: научный процесс культуры души и сущность всех религий”. Эта книга стала источником вдохновения и духовным руководством для людей во всём мире.

Мы с большим удовольствием представляем шестое издание этой вдохновляющей книги. С момента первого издания этой книги прошло уже больше двадцати пяти лет, и она продолжает пользоваться успехом и признанием у духовных искателей. Вследствие просьб людей со всего мира она была переведена на многие языки. Мы хотим донести её до всех искателей Истины.

Свет и любовь гурудэва через его слова мудрости будет продолжать вдохновлять нас всё время.

– Издатели


ВВЕДЕНИЕ

Неугомонность и безмятежность всегда вместе. Неугомонность исходит от мирского тела. Погрузите свою душу в Бесконечное перед, во время и после каждого действия, и тогда вы обретёте безмятежность.

Мы рождены для самореализации – осознания Бога в нас. Памятуйте о Боге постоянно и независимо от того, что вы делаете. Практика делает человека совершенным. Грамм практики стоит тонны теорий. Теория будет вести преданного вовне, в то время как практика будет вести его внутрь. Теория будет делать человека неугомонным и эгоистичным. Практика будет приносить ему внутренний мир и освобождение от эго. Практика, практика и ещё раз практика необходима для того, чтобы осознавать присутствие Бога в каждом дыхании, в каждом слышимом вами звуке, во всём видимом вами, в каждой приходящей в ваш ум мысли и даже в состоянии без дыхания. Осознавайте присутствие Бога в вашем враге так же, как и в вашем друге. Оставайтесь твёрдо укоренившимися в божественной вездесущности, божественном всеведении, божественном всемогуществе – даже когда вы заняты мирской деятельностью.

– Парамахамса Харихарананда


Письмо Парамахамсы Йогананды, в котором он уполномочивает Свамиджи инициировать людей в крийя-йогу

Содружество самореализации,
3880, авеню Сан-Рафаэль,
Лос-Анджелес, Калифорния,
США

6 октября 1951 г.

Брахмачари Рабинараян,
ашрам Йогода,
Пури, Индия

Дорогой Рабинараян:

Я получил много твоих писем и приношу свои извинения в том, что не смог ответить на них раньше. Моя жизнь – непрерывный вихрь деятельности и напряжённой борьбы в процессе [духовной] работы. Одна вещь, о которой я настоятельно прошу всех вас, – пожалуйста, не пишите мне письма на бенгальском языке, поскольку ни один из моих секретарей не читает на бенгальском – я внимательно читаю их, когда такие письма приходят, но у меня нет времени перечитывать их снова, когда я диктую ответы. В настоящий момент я диктую тебе этот ответ в час ночи. Я люблю читать письма, написанные на бенгальском, но по вышеупомянутой причине я прошу тебя распорядиться о том, чтобы вся переписка со мной велась на английском.

Я получил письмо от одного человека, который переехал в ашрам в Пури, оставив свою семью. Если вся его душа привязана к [духовной] работе и он будет следовать ей на все 100%, то он может оставаться в ашраме. Я рад, что он приехал, но ему следует соблюдать все правила брахмачарьи.

Я весьма доволен той работой, которую ты выполняешь в Пури. Продолжай выполнять её с большим усердием и в то же время оставайся верен своей медитации. Каждую минуту своего существования памятуй о божественной Матери независимо от того, какую работу ты выполняешь.

Как зовут того ученика, которого я инициировал здесь – ты написал, что он прекратил общаться со своей семьёй, и что вы обсуждаете крийя-йогу. Сообщи мне также и его адрес.

Частично в результате твоей рекомендации я уже санкционировал покупку собственности в Бхубанешваре, и через какое-то время я создам там небольшой ашрам.

Я даю тебе разрешение посвящать в крийя-йогу тех, кто истинно предельно усерден, но только после того, как они получат все остальные предварительные техники – упражнения в напряжении, упражнения в сосредоточении (Хам-са) и медитации (слушание звука Ом). Обратись к Пракашу за этой техникой – я также проинструктирую офис выслать тебе форму, которой ты должен следовать. Сообщай мне о дальнейшем развитии событий.

Почему бы тебе не подготовить нескольких работников, которые смогут выполнять работу там? Потребуется два года подготовки для того, чтобы привести кого-либо сюда для последующего получения моей рекомендации. Я написал Сананде начать работу в Пури, и он будет заниматься этим. Я должен попросить вас об одной вещи, и она состоит в том, чтобы вы все работали вместе в согласии ради общего дела. Не стремись находить недостатки в других, ибо тогда все ваши жизни будут связаны с негативом. У каждого человека имеются те или иные недостатки, и каждый нуждается в любви и понимании. Будь смиренным и любящим по отношению к другим. Удерживай свой ум погружённым в божественное, и у тебя не будет времени думать об этих менее значимых вещах. Мои любовь и благословения всегда с тобой.

Предельно искренне твой,
Йогананда


Об авторе

Парамахамса Харихарананда (1907-2002), один из величайших самореализованных мастеров крийя-йоги, – это легенда среди духовных искателей. Он достиг нирвикальпа-самадхи – состояния прекращения пульса и дыхания, состояние прекращения всякой деятельности тела, ума, мышления, интеллекта и эго, сливаясь с Богом и растворяясь в Нём. Нирвикальпа-самадхи – издавна лелеемая цель всех искателей, следующих по духовному пути. В традиции крийя-йоги он стоит в одном ряду с другими самореализованными мастерами: махараджем Бабаджи, Лахири Махасаей, Шри Юктешварджи и другими.

Он родился 27-ого мая 1907 года в деревне Хабибпур на берегу священной реки Ганг в округе Надиа, штате Западная Бенгалия, Индия. Находящаяся в нескольких километрах от места рождения Шри Чайтаньи Махапрабху, упоённого Богом божественного воплощения 15-ого столетия, эта деревня Хабибпур была освящена рождением этого святого ребёнка, которого в детстве звали Рабиндранатх. Его отец, Харипада Бхаттачарджи, был дисциплинированным, увлечённым, благочестивым и полным решимости брамином, сведущим во всех священных писаниях индуизма. Такой же была и его мать Набинкали Дэви – чрезвычайно благочестивой, великодушной и преданной женщиной.

Наделённый необыкновенными и удивительными мыслительными способностями, этот божественный ребёнок запоминал все замысловатые мантры, гимны и молитвы на санскрите, изумляя всех. В возрасте одиннадцати лет в 1918 году он принял обет брахмачарьи (т.е. прошёл церемонию посвящения в брамины – упанаяну). Его стремление к духовному росту продолжало расти, и поэтому он отправился к учителю его семейства, или духовному наставнику, – Шри Биджою Кришне Чаттопадхйаю, самореализованному мастеру-домохозяину, жившему в Ховрахе на запад от Колькаты (Калькутты), и получил посвящение для вступления на путь джняна-йоги в возрасте двенадцати лет. Он превосходил других в священном и светском образовании, и после завершения своего обучения он занял хороший технократический пост в обществе.

Его жажда духовного просветления не могла быть утолена материальным достижением. Биджой Кришна вдохновил его встретиться со Шриюктешварджи, наиболее достойным учеником великого мастера крийя-йоги Лахири Махасаи. Последовав этому совету, он обратился к Шриюктешварджи в его серампурском ашраме в 1932 году и наконец получил посвящение в крийя-йогу, священную и научную технику медитации.

Находясь под святым руководством Шриюктешварджи, он узнал ещё больше об астрологии, астрономии и хиромантии, а также о строгой духовной дисциплине и медитации. Тремя годами позже, когда Парамахамса Йогананда вернулся в Индию из Соединённых Штатов в 1935 году, по совету Шриюктешварджи он был благословлён лицезрением состояния самадхи и был посвящён во вторую крийю Парамахамсой Йоганандой.

Шриюктешварджи желал, чтобы этот молодой давший обет безбрачия Рабиндранатх отрёкся от материальной жизни и взял на себя обязанности по управлению его ашрамом в Пури. Однако, согласно воле Бога потребовалось несколько лет, чтобы это его благородное желание исполнилось. В 1938 году Рабиндранатх переехал на землю Господа Джаганнатха – приморский город Пури в Восточной Индии. Позже он проживал в ашраме Карара и стал монахом с новым именем брахмачари Рабинараян.

Он принялся за строгую духовную практику искренней медитации, соблюдая безмолвие в течение нескольких лет. Через короткое время он достиг совершенства в трёх йоговских мудрах: кхечари, бхрамари и самбхави. После этого достижения сверхъестественный божественный свет (т.е. аура) исходил от его тела, который наблюдался многими.

В начале 1940-ых тогдашний глава карарского ашрама Шриюктешварджи – Шримат Свами Сатьянанда Гири посвятил его в третью крийю. Впоследствии он выучил все остальные высшие крийи у Шримата Бхупендранатха Саньяла Дэвы Шармана, домохозяина и самореализованного йога, самого молодого ученика великого гуру йогираджа Лахири Махасаи.

В середине 1940-ых наиболее тайная техника самадхи была раскрыта ему молодым, анонимным и таинственным йогом, который появился в карарском ашраме. В этот период он достиг шести стадий самадхи. Наконец, в 1948 году он был благословлён обретением наивысшего духовного достижения – состояния нирвикальпа-самадхи (состояния без дыхания и пульса) и стадии парамахамсы.

В течение этого периода духовной практики и достижения совершенства Баба (имя, которым его стали называть) не только всецело предавался медитации и общению с Богом, но также и заботился о строительстве и украшении священного карарского ашрама, включая храм самадхи Шриюктешварджи.

В конце 1940-ых божественный мастер, великий воплощённый Махаватар Бабаджи, чудесным образом появился в его закрытой гостиной комнате и ещё раз в его личной комнате для медитации в помещении карарского ашрама, благословил его и выразил своё удовлетворение его духовной практикой и достижением. Бабаджи также предсказал, что Баба будет Его божественным инструментом для распространения крийя-йоги на Востоке и Западе. В 1960-ых он посетил г. Раникет в Гималаях и медитировал в священной пещере, где Бабаджи провёл посвящение Лахири Махасаи, и услышал божественный голос Бабаджи: “На сей раз ты не сможешь увидеть Меня. Иди и распространяй мою работу повсюду”.

В качестве символа его божественной любви и служения, несмотря на свой занятый график Баба разместил много беззащитных детей-сирот в ашраме, которые благодаря его заботе и руководству со временем получили образование и заняли хорошее положение в обществе.

В 1951 г Парамахамса Йоганандаджи попросил и уполномочил Бабу посвящать искренних подвижников в крийя-йогу. С того времени он начал проводить посвящения и преподавать божественную технику крийя-йоги тысячам людей и вести их по духовному пути (это разрешение напечатано в начале этой книге).

Баба сделал свою жизнь символом синтеза кармы (деяния), джняны (знания), бхакти (преданности) и, прежде всего, идеальным символом практики крийя-йоги. Большую часть времени он медитировал перед его главенствующим божеством Матерью Кали, формой бесформенной божественной Матери. 27 сентября 1958 года божественная Мать явилась перед ним в Её божественном сиянии, милостиво одарив его благословениями, и предписала ему распространять божественную миссию ради духовного подъёма мира.

В индуисткой традиции брахмачари в конечном счёте становится свами, монахом. Посредством определённых обрядов и ритуалов тогдашний шанкарачарья Пури из питха Говардханы – джагадгуру Шримат Свами Бхарати Кришна Тиртхаджи Махарадж провёл посвящение Бабы в саньясу (полной самоотречённости). Одетый в белое одеяние брахмачари Рабинараян стал одетым в одеяние шафранового цвета Свами Харихаранандой Гири. Харихарананда означает божественное блаженство, исходящее от абсолютного бесформенного Бога. Случайным образом оно пришлось на его день рождения 27 мая 1959 года.

Во время его пребывания в Пури его любили почти все монахи, жившие в Пури. Многие приходили к нему для обсуждения тех или иных вещей или же за толкованием священных писаний или разъяснением их сомнений.

Он был благословлён многими упоёнными Богом божественными учителями, такими как Анандамайи Ма и Нанга Баба Дигамбара Парамахамса, не носящим одежды и самореализованным мастером, жившим в Пури около храма Локенатх.

Начиная с того времени он посвящал большую часть своего времени обучению и проповедованию крийя-йоги. Люди всех каст, вероисповеданий и слоёв общества собирались вместе, чтобы услышать его сладостную божественную интерпретацию священных писаний в новом метафорическом виде. Он путешествовал в различные части Индии и расширил сеть крийя-йоги по всей стране.

В начале 1970-ых была проведена конференция религий мира, организованная выдающейся духовной организацией – Обществом божественной жизни (основатель этой организации – Свами Шивананда) – на стадионе Куттак Барабати. Несколько тысяч духовных людей из различных частей мира заполнили место встречи. Баба выступил с двумя речами на английском: “Сущность всех религий” и “Послание духовной жизни”. Все монахи и известные интеллектуалы были поражены его блестящими, чрезвычайно убедительными и оказывающими большое влияние речами. Впоследствии многие духовные организации приглашали его в свои ашрамы и на конференции благословить и одарить преданных его божественными речами.

Запах цветка не может быть скрыт; точно так же божественные качества Бабы стали известны. Сотни людей из различных уголков мира собирались в ашраме Шриюктешварджи в Пури и принимали его в качестве своего божественного руководителя, своего учителя. В западном мире послание Бабы распространялось через тех, кто общался с ним. Они искренне просили Свамиджи приехать на Запад, чтобы обратить экстровертированные (обращённые вовне) и беспокойные умы западных людей внутрь и сделать их безмятежными, обеспечив их духовное продвижение через восприятие внутреннего спокойствия посредством управления дыханием.

К 1974 году у него в конечном счёте уже не оставалось другого выбора, кроме как согласиться на их просьбы и приглашения приехать на Запад и выполнять божественную волю Бабаджи, Лахири Махасаи и Шриюктешварджи: дать людям вкусить оригинальной практики крийи. Вначале он отправился в Швейцарию, а затем позже в Германию, Францию, Голландию, Бельгию, Англию и многие другие европейские страны. В 1975 году Баба поехал в Соединённые Штаты Америки, Канаду, Южную Америку и многие другие страны. Тысячи людей на Западе были преобразованы его святым прикосновением, которое позволяло ученикам постигать тройственное божественное восприятие: визуализацию божественного света, слушание божественного звука и чувствование божественного ощущения во всём теле. Начиная с того времени и вплоть до его махасамадхи в 2002 году он выполнял эту божественную работу.

Баба был хорошо сведущим в Ведах, упанишадах, Бхагавад-гите, Брахма-сутрах, смрити-шастрах, карма-канде и других священных писаниях индуизма наряду с доскональным знанием Торы, Библии, Корана, священных писаний буддизма и этических и метафизических учений всех религий мира. Овладевший мастерством в различных системах йоги, Парамахамса Харихаранандаджи был уникальным духовным наставником, который посредством своего простого образа жизни с любовью преподавал научную технику крийя-йоги в теории и на практике.

Облачённый в одеяние шафранового цвета, благословлённый телом с уникальной божественной аурой, с красным вермильоновым знаком на лбу подобно восходящему солнцу, бородой и длинными волосами, его божественное физическое появление приводило ум в божественное состояние. До тех пор, пока он не оставил своё тело в возрасте девяноста пяти лет, несмотря на проблемы со здоровьем он шёл вперёд, пребывая в Боге и проводя каждый момент и вздох ради улучшения и духовного подъёма человечества.

Парамахамсаджи овладел многими языками, и его подобный пению певчей птицы приятный божественный голос трогал сердца учеников. Его простой улыбки было достаточно, чтобы ощутить божественное блаженство. Он был ребёнком для детей, молодым для молодёжи и старым для стариков. Он был настолько любящим, заботливым и нежным, что у каждого, кто оказывался в его божественной компании, оставались приятные воспоминания. Он не верил в выставление напоказ духовной силы. Он был воплощением любви, сострадания и служения. Его жизнь была идеалом жертвенности и богосознания. Каждый момент он учил различными способами тому, как продвигаться вперёд по духовному пути.

Баба написал много книг с научным подходом к йоговскому и метафорическому толкованию различных вопросов. Его работы были переведены на многие индийские и западные языки. Он провёл много времени в написании и рассылке своего послания в различные уголки мира. Благодаря его искусности во многих языках его учение принималось всюду и легко доступно даже для неграмотного человека. Именно поэтому искренние подвижники со всего мира собирались вокруг него, чтобы осознать собственную высшую Сущность.

Парамахамса Харихаранандаджи, которого с любовью называли “Баба” – божественный Отец, уникальный всемирный учитель, свободный от религиозной догмы и сектантской веры, был богоподобной личностью. Он может быть описан как обладающий любовью Иисуса, головой Шанкары, преданностью Шри Чайтаньи и сердцем Будды. Многие пришли к нему и осознали его духовную высоту и любовь. В этой книге вы окажетесь лицом к лицу с этим упоённым Богом и богореализованным мастером и будете слышать его живой сладостный голос, резюмирующий ключевой момент аутентичной крийя-йоги:

"Управление дыханием – это управление высшим “Я”.
Совершенство в дыхании – это совершенство в высшем “Я”.
Состояние без дыхания – это состояние бессмертия."

В 6 часов 48 минут вечера по восточному часовому поясу Америки 3 декабря 2002 года Парамахамса Харихарананда умиротворённо оставил свою смертную оболочку после одного заключительного вздоха. Баба вышел из обители тела, чтобы погрузиться ещё раз во всевышнего всемогущего Господа. Традиционные ведические обряды прощания с телом были исполнены следующим утром. Смертное тело Харихаранандаджи оставалось в усадьбе его ашрама во Флориде, США, в течение недели, чтобы его ученики могли получить заключительный даршан бездыханного мастера.

10-ого декабря 2002 года смертное тело Парамахамсы Харихарананды покинуло ашрам во Флориде для возвращения домой, направившись к отдалённым берегам Матери Индии, чтобы быть похороненным в земле его предков.

В Бхубанешваре, штат Орисса, 14-ого декабря тело Бабы было принято с почётным караулом – честь, которая никогда прежде не оказывалась монаху. В тот день тысячи людей ждали возможности отдать последнюю дань уважения Бабе в гурукуле Харихарананды в Балигхае – месте его захоронения. Церемония махасамадхи началась в 12:30 пополудни 15-ого декабря 2002 года в присутствии многих выдающихся монахов, гостей, государственных официальных лиц и преданных. Баба был похоронен с соответствующими традиционными ведическими монашескими обрядами. В завершение церемонии шивалингам, названный Харихарешвара, был установлен в святыне самадхи, символизирующий единение Бабы с божественностью.

В день полнолуния – 18-ого декабря – более 200 монахов и садху из многих традиций собрались вместе, чтобы совершить свои молитвы. Самореализованные мастера присутствуют вечно посредством своего учения. Любой, кто молится или медитирует, может ощущать присутствие мастеров на всём протяжении своего духовного путешествия. Парамахамса Харихаранандаджи обещал помогать искренним подвижникам тогда, когда эта помощь будет им необходима.


ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРОВ

Второе издание

Благословения нашего преподобного гурудэва позволили нам опубликовать второе издание книги “Крийя-йога: научный процесс культуры души и сущность всех религий”. Первое издание было выпущено 22-ого марта 1977 года крийяваном Саммеланом из карарского ашрама в Пури. Первое издание, наряду с опубликованным в Германии видоизменённым изданием книги, было очень хорошо встречено в западных странах. Большая популярность и спрос послужили источником вдохновения второго издания этой книги. Это издание является усовершенствованием первого, и в него включены подзаголовки в каждой главе с дополнениями и изменениями везде, где это необходимо, и также добавлены две новые главы и новые объяснительные примечания к незнакомым терминам.

Мы полагаем, что нам выпала большая удача и оказано большое благословение выпустить в свет поучения, речи и весть великого индийского йога. Эта книга – квинтэссенция философии его жизни и руководство к самореализации, к которой стремится каждая человеческая душа. Значимость такого материала, который несёт на себе печать личного и прямого опыта самореализованного йога в дни хаоса и смятения, может быть осознана истинными искателями божественности и блаженства.

Мы молим о благословениях гурудэва для всех тех в Индии и за границей, кто были причастны и помогли тем или иным способом в осуществлении публикации этого издания.

– редакторы, Индия, 1981 г.

Поправка

Публикация третьего (1986 г.) и четвёртого (1989 г.) изданий этой книги была выполнена без включения в них традиционных примечаний редактора.

Пятое издание

Ничто невозможно без милости Бога и гуру. После долгого ожидания пятое издание наиболее любимой книги нашего любимого мастера – “Крийя-йога” – оказалось в руках духовных подвижников. Предыдущее издание этой книги было переведено на многие индийские и европейские языки, что указывает на её признание теми, кто предан Истине.

Наш любимый гурудэв – это самореализованный йог и мастер крийя-йоги в линии Бабаджи Махараджа, Лахири Махасаи и Шриюктешварджи. Отражённые в этой книге его жизнь и поучения – идеальные образцы для всего человечества в целом и истинных подвижников в частности.

Это нынешнее издание полностью пересмотрено и увеличено в объёме. Усовершенствования коснулись различных аспектов – добавлены новые главы и ещё несколько диаграмм наряду с другими дополнениями, изменениями и исправлениями. Несколько глав были исключены. Редакторы смиренно приносят извинения за любые возможные ошибки, невольно сделанные при подготовке этого желанного издания. Мы всегда помним слова нашего уважаемого мастера: "Ошибка – не для ошибки. Она всегда для исправления".

Пусть благословение Бога и гурудэва будет с теми, кто помогли и активно участвовали в подготовке к публикации этого издания.

– редакторы, Индия, 1998 г.

Шестое издание

Нам оказана большая честь и дарованы большие благословения в очередной раз опубликовать теперь уже шестое издание писания гурудэва о крийя-йоге, давая духовным подвижникам возможность извлечь пользу из мудрости и поучений этого великого мастера. Чтобы поддержать целостность учения гурудэва, в это издание были внесены только некоторые незначительные грамматические исправления, более детальный глоссарий, дополнительные фотографии и информация о деятельности гурудэва, а также о его махасамадхи.

– редакторы, 2004 г.


Глава I
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ