Вы на странице: ГлавнаяМедитацияЭЭГ ➤ Кен Уилбер

Медитация и йога

Видео с опытом медитации Кена Уилбера с электроэнцефалографом "Зеркало ума"


     Это статья об опыте медитации Кена Уилбера с электроэнцефалографом "Зеркало ума". Общие вопросы ЭЭГ-медитации и различные приложения рассматриваются в этой статье.

Кен Уилбер и электроэнцефалограф "Зеркало ума"
Кен Уилбер и электроэнцефалограф "Зеркало ума"

     Многие из тех медитаторов, кто приобрёл себе нейрогарнитуру, в своё время были впечатлены культовым (в среде энтузиастов использования ЭЭГ в медитации) видео Кена Уилбера (Ken Wilber), в начале которого он продемонстрировал почти полное волевое прекращение электрической активности мозга с помощью специализированного электроэнцефалографа под названием «Зеркало ума» (Mind Mirror), отображающего значения отдельных ритмов мозга, включая дельта-ритм, в реальном времени.

     Конечно, снижение почти до нуля амплитуд всех ритмов мозга, кроме низкочастотного участка дельта-ритма (два нижних «этажа» индикаторов из 14 пар, показывающие на 2:57 как раз максимальную амплитуду) – это всего лишь трюк, а не классическая медитация шаматха (при этом сам Кен Уилбер правильно называет это состояние как похожее на нирвикальпа-самадхи). Тем не менее, данный эксперимент демонстрирует хорошее умение Кена Уилбера контролировать активность своего мозга.

     К сожалению, в то время ещё не были широко известны результаты исследований подлинных мастеров буддийской медитации, и личные взгляды Кена Уилбера в этой совершенно новой тогда сфере комплексных исследований на стыке разных наук успели сформировать у многих не совсем корректные представления о том, что медитация – это доминирование не только альфа-ритма, но и тета- или даже дельта-ритма. Или же, что медитация вообще якобы связана с полным прекращением электрической активности мозга, в то время как на самом деле в медитации шаматха повышается когерентность электрических колебаний мозга и усиливается альфа-ритм. И только в некоторых специфических глубоких медитативных состояниях возможно доминирование тета- или даже дельта-ритма.

     Этот трюк Кена Уилбера с доминированием дельта-ритма напоминает джада-самадхи или нирвикальпа-самадхи («тёмное самадхи», похожее на сушупти – глубокий сон без сновидений), о чём говорит и он сам. В раджа-йоге и буддизме считается, что эти виды самадхи (состояния сознания) бесполезны (это «холостой» режим, показывающий только потенциальную возможность практикующего к сосредоточению) с точки зрения эволюционного роста души, который происходит только в результате медитации под названием шаматха (дхьяна, самадхи), для которой характерно доминирование альфа-ритма мозга, и при дополнительном использовании других психопрактик (випашьяна и др.) после успешного овладения шаматхой.

     В видео на 6:32 Кен Уилбер демонстрирует даже почти полное отсутствие и дельта-ритма наряду с остальными, но, как и в остальных подобных случаях, он использует в видео стоп-кадр для отображения этого момента, которое, возможно, на самом деле длилось не более нескольких секунд. Вообще-то на пару секунд можно достигать практически любых сочетаний ритмов мозга, в том числе и возникающих случайным образом, и даже у нетренированных людей. Я не утверждаю, что Кен Уилбер не может удерживать такие состояния в течение длительного времени, но в видео в таких случаях он почему-то всегда использует стоп-кадр. Кроме того, любые максимальные достижения определённых сочетаний ритмов мозга, включая и состояния медитации, сильно подвержены суточным колебаниям и влиянию внешних факторов (еды, шума и т. д.).

     В видео на 7:50 Кен Уилбер показывает и классическое сочетание ритмов мозга в медитации (шаматха) с доминированием альфа-ритма, не считая значительной амплитуды дельта-ритма, и он непосредственно говорит (на английском) об этом в видео. Правда, он почему-то называет это мантра-медитацией, хотя повторение мантры может использоваться только в качестве подготовительного этапа перед собственно медитацией шаматха.

     Один из комментариев на Youtube под видео Кена Уилбера:

     «Это старый электроэнцефалограф «Зеркало ума» (Mind Mirror), разработанный Максом (Максвеллом) Кейдом в Англии ещё в те давние годы (1976), и исследования с его использованием проводились и Анной Вайз. Это отличное устройство, но его использование в этом видео целиком вырвано из контекста, как сказали бы и Макс, и Анна. Это проблема всего подобного электрооборудования в наши дни – сам факт того, что оно является плодом большого количества научных достижений, ещё не означает, что оно используется с научным подходом. В составе этого электроэнцефалографа имеется аттенюатор (что-то вроде эквалайзера для настройки уровней отдельных частот в зависимости от особенностей ЭЭГ каждого конкретного человека), который необходимо отдельно настраивать при подключении к каждому конкретному человеку, так как, скажем, более глубокие медитативные состояния почти всегда связаны с меньшей амплитудой электрических ритмов мозга. На «Зеркале ума» амплитуды частот отображаются по горизонтали, то есть от их значений зависит, насколько далеко по сторонам двигаются индикаторы. Кен Уилбер просто не настроил аттенюатор, он этого не сделал. Это не означает, что он не погружается в некое глубокое состояние, но, всё же, на самом деле он не останавливает электрические волны своего мозга полностью».

     Ниже перевод отчёта самого Кена Уилбера об этом опыте из книги Лью Ховарда "Представляем Кена Уилбера: концепции для развивающегося мира":

     «В какой-то момент вечером мы начали дискуссию о медитации и изменениях, которые она может вызывать в электрических волнах мозга. Один молодой человек, который учился на психиатра, попросил меня найти мою видеозапись, на которой я подключён к электроэнцефалографу во время медитации. Он не верил ни в какие высказывания о том, что медитация может глубоко изменять амплитуду электрических волн мозга, и хотел «доказательств».

     Запись на видеокассете показывает меня подключённым к электроэнцефалографу; этот аппарат показывает альфа-, бета-, тета- и дельта-ритмы как в левом, так и в правом полушариях мозга. Альфа-ритм связан с бодрствующим, но расслабленным состоянием сознания; бета-ритм – с интенсивным и аналитическим мышлением; тета-ритм обычно возникает только в состоянии сна, а иногда и в состоянии глубокого творчества; дельта-ритм обычно возникает только в глубоком сне без сновидений. Таким образом, альфа- и бета-ритмы связаны с грубым миром; тета-ритм – с тонким миром; дельта-ритм – с причинным (каузальным) миром. Или, другими словами, альфа- и бета-ритмы скорее указывают на состояния «эго», тета-ритм – на состояния души, а дельта-ритм – на состояния духа. Дельта-ритм предположительно как-то связан с незапятнанным Свидетелем, и это состояние большинство людей испытывают только во время глубокого сна без сновидений.

     Это видео начинается с момента, когда я подключён к электроэнцефалографу; я нахожусь в обычном состоянии бодрствования, и поэтому вы можете видеть много альфа- и бета-активности в обоих полушариях. Но вы также можете увидеть значительные амплитуды дельта-ритма; в обоих полушариях показатели дельты максимальны, предположительно, из-за постоянного или устойчивого «состояния наблюдателя» (осознанности). Затем я пытаюсь войти в состояние вроде нирвикальпа-самадхи, или полной остановки ума, и в течение четырёх или пяти секунд (почти) все индикаторы аппарата сводятся к полному нулю. Это похоже на то, как если бы у того, кто был подключён к ЭЭГ, мозг был бы совершенно не функционирующим (It looks like whoever this is, is totally brain-dead.). В этот момент нет ни альфы, ни беты, ни теты, но всё ещё есть максимальная дельта.

     После нескольких минут этого состояния я начинаю использовать технику мантрической (так в оригинале, в контексте буддизма намного уместнее слово «тантрической») визуализации – медитацию на идам (избранное визуализируемое божество для медитации; образ просветлённого существа в ваджраяне), которой я всегда придерживался. Это в основном практика на тонком уровне (на уровне сознания), и, конечно же, большая амплитуда тета-ритма сразу же появляется на аппарате вместе с максимальным дельта-ритмом. Тот факт, что тета-ритм, который обычно появляется только во сне, и дельта-ритм, который обычно возникает только во время глубокого сна, оба появляются у несомненно бодрствующего человека, может указывать на некое одновременное присутствие грубого, тонкого и причинного состояний (например, туриятита). Это сочетание состояний сознания, в любом случае, привлекает к себе внимание».

     Здесь подробное обсуждение на английском этого видео в контексте тех же вопросов о сути этого состояния сознания и аспектах его применимости и пользы.

     Ниже приводится подробное описание использованного Кеном Уилбером электроэнцефалографа под названием «Зеркало ума» (Mind Mirror) и исследований, которые проводились с его помощью.

     Данный электроэнцефалограф «Зеркало ума» (Mind Mirror™) был разработан в 1976 году доктором К. Максвеллом Кейдом (C. Maxwell Cade, британский биофизик, психобиолог и мастер дзен) и инженером-электронщиком Джеффри Бланделлом (Geoffrey Blundell). Первоначальная цель «Зеркала ума» состояла в том, чтобы обеспечить непосредственную биологическую (неврологическую) обратную связь посредством отображения сочетаний электрических ритмов мозга в состоянии медитации. В отличие от медицинских электроэнцефалографов, которые измеряют отдельные частоты электрических колебаний мозга, это устройство отображает частоты в виде гистограммы. Набор индикаторов отображает относительные значения между каждым из имеющихся индикаторов частот. Амплитуды отдельных частот электрических волн мозга динамически меняются, что заставляет каждый индикатор двигаться к центру и от центра в зависимости от изменения мощности (амплитуды) отображаемой им частоты.

     Верхние 5 пар индикаторов (с центральными частотами поддиапазонов 38, 30, 24, 19 и 15 Гц) отображают значения бета-ритма, следующие 3 пары (12.5, 10.5 и 9 Гц) – значения альфа-ритма, ещё 3 пары (7.5, 6 и 4 Гц) – значения тета-ритма, и нижние 3 пары (3, 1.5 и 0.75 Гц) – значения дельта-ритма. В целом измеряемый диапазон охватывает частоты от 0.5 до 44 Гц.

Электроэнцефалограф "Зеркало ума"
Пример экрана приложения поздней версии электроэнцефалографа "Зеркало ума". Нижняя пара светло-зелёных полосок с обозначением sEMG (surface electromyography) – это "поверхностная электромиография", отображающая текущий уровень электрических помех от сокращений мышц. Чем меньше эта пара значений, тем достовернее результаты ритмов мозга.

     В 1976 году медицинские электроэнцефалографы не отображали дельта-ритм в реальном времени. Инженер-электронщик Джеффри Бланделл сконструировал специальный фильтр для отображения дельта-ритма (самого медленного) мозга в режиме реального времени.

     К. Максвелл Кейд – британский биофизик, психобиолог и мастер дзен. Он преподавал медитацию в стенах университета. Чтобы получить непосредственную биологическую обратную связь для отображения состояний мозга в состоянии медитации, он изобрёл специализированный электроэнцефалограф «Зеркало ума». Кейд откалибровал «Зеркало ума», измеряя сочетания электрических волн мозга мастеров дзен, йогинов и других мастеров медитации, чтобы найти оптимальное сочетание этих волн в медитации. Он назвал это сочетание «Пробуждённый разум». Затем он использовал «Зеркало ума» для тренировок по разработанной им программе «Пробуждённый разум», в основе которой лежало считывание ЭЭГ.

     С помощью «Зеркала ума» Кейд картировал (изучил и систематизировал) сочетания электрических волн мозга более четырёх тысяч человек. Он изучал ритмы мозга людей в медитации и высших состояниях сознания. Его методы и результаты задокументированы в его книге, написанной в соавторстве с Ноной Коксхед, «Пробуждённый разум, неврологическая обратная связь и развитие высших состояний осознания».

     Анна Вайз училась у Кейда в течение восьми лет. В 1981 году она привезла «Зеркало ума» в США. В течение следующих 30 лет она проводила собственные исследования, писала книги, записывала ритмы мозга во время сеансов медитации, проводила тренинги по электрическим волнам мозга в Институте Эсалена и внедряла программу обучения «Пробуждённый разум» для практикующих.

     Анна Вайз измерила ритмы мозга широкого круга людей, включая художников, музыкантов, руководителей, учёных, математиков, изобретателей и «обычных людей». На пике своего творческого состояния все они демонстрировали одно и то же мастерское сочетание ритмов «Пробуждённого разума». Она обнаружила, что «Пробуждённый разум» был оптимальным состоянием сознания независимо от направления жизненного пути человека.

     В дополнение к сочетанию ритмов «Пробуждённый разум» Анна Вайз также описала сочетания ритмов в других состояниях сознания. Эти другие сочетания включают таковые медитации (видимо, разных видов), внетелесного опыта, возвышенного сознания, наличия «блокировок» в сознании и стрессовых состояний. Она разработала программы для развития каждой из частот (бета-, альфа-, тета- и дельта-ритмов). Эти программы позволяют улучшить доступ ко всем состояниям сознания.


     Кеннет Эрл Уилбер – американский философ и писатель, разработавший теоретические и практические положения интегрального подхода, целью которого является синтетическое объединение открытий, совершённых в таких различных сферах человеческой деятельности, как психология, социология, философия, мистицизм и религиоведение, постмодернистские движения, эмпирические науки, теория систем, а также и в других областях.

     В своих работах Кен Уилбер последовательно интегрирует в единую систему различные точки зрения на Вселенную. Понятием «Космос» (Kosmos) Уилбер объединяет все проявления бытия, включая и различные области сознания. Данный термин используется, чтобы отделить недвойственную вселенную (которая, согласно его точке зрения, включает и ноэтические и физические аспекты) от сугубо физикалистской модели вселенной, рассматриваемой традиционными («узкими») науками.

     Уилбера часто связывают с трансперсональным движением, от которого, впрочем, в поздние годы он значительно дистанцировался. В 1998 году им основан Интегральный институт – исследовательский центр по изучению научных и социальных вопросов в рамках интегрального и нередукционистского подхода. Он разработал подходы к интегральной психологии и интегральной политике.

     Кен Уилбер занимается составлением карты «новой вечной философии» (англ. neo-perennial philosophy), которая объединяет в себе традиционный мистицизм, описанный в «вечной философии» Олдоса Хаксли, и теорию космической эволюции, тесно связанную с идеями индийского философа Шри Ауробиндо. Однако вместо того, чтобы принять обычный для вечной философии антиэволюционный подход к истории как регрессии из предыдущих эпох, или Юг, Уилбер обращается к традиционной для Запада концепции великой цепи бытия. В согласии с работами Жана Гебсера теория эта гласит, что великая цепь бытия существовала и существует вечно, проявляясь в материальном и, тем самым, постепенно раскрываясь. Как практик махаяна-буддизма, Уилбер считает, что реальность по своей сути есть недуалистическое единство пустоты и формы, развивающейся с течением времени. Работы Уилбера – это попытка описать, как форма претерпевает изменения и каким образом в мире формы существа, обладающие сознанием, участвуют в этом изменении до момента, пока не осознают свою истинную сущность в пустоте.

     Холон – ключевое для философии Кена Уилбера понятие, заимствованное из книги Артура Кёстлера «Призрак в машине» (1967); фундаментальная структурная единица Космоса. Находясь в поисках того, что могло бы послужить базовыми строительными блоками существования, Уилбер соглашается с выводом, что любая сущность или концепция имеет двойную природу: как целое в себе и как элемент чего-то ещё, – то есть представляет собой холон. В книге «Краткая история всего» он даёт такое популярное объяснение: «Например, целый атом является частью целой молекулы, а целая молекула является частью целой клетки, целая клетка является частью целого организма, и так далее. Каждый из этих объектов не целое, и не часть, а холон».

     В книге «Пол, экология, духовность» Уилбер выделяет около двадцати принципов, характеризующих все холоны. Эти принципы формируют базис для его модели проявленной реальности (англ. manifest reality). Кроме того, по мнению Уилбера, тотальность проявленной реальности – это лишь волна в океане непроявленной Пустоты, не являющейся холоном.

     Интегральная постметафизика – термин, которым Уилбер описывает свои попытки реконструировать мировые духовно-религиозные традиции в том виде, в котором они бы удовлетворяли модернистской и постмодернистской критике данных традиций. Основана на интегральной эпистемологии, включающей такие инструменты, как интегральный методологический плюрализм, интегральную семиотику, а также различные способы краткой записи перспективы субъекта и местонахождения объекта, один из которых называется интегральной математикой.

     Интегральный методологический плюрализм исходит из представления о том, что «измерения» (квадранты), которые содержит всякий холон, можно изучить как снаружи, так и изнутри. Таким образом, для изучения одушевленных холонов (в том числе и человека), поскольку они содержат все четыре квадранта, может быть применено по крайней мере 8 основных методологий. Например, методом изучения индивидуального внутреннего (верхнего левого) квадранта человека изнутри является феноменология, извне – психоанализ и структурализм. Уилбер указывает на то, что с помощью каждого из восьми методов можно получить данные, принципиально неполучаемые остальными. К примеру, феноменологическое исследование (исследование сознания изнутри, в том числе через медитацию) не может обнаружить существование фрейдовской тени и стадий сознания. Поэтому для получения более или менее полноценного знания о холоне необходимо совместить как можно больше методов его изучения (желательно – все).

     Основным источником по данной теме является опубликованная в 2007 году книга «Интегральная духовность» (в 2013 году издана на русском языке в виде электронной книги). Кроме того, некоторые из материалов были опубликованы в Интернете. На официальном веб-сайте писателя издательства «Shambhala» в онлайновой статье под названием «О природе постметафизической духовности: ответ Хабермасу и Вейсу» (On the Nature of a Post-Metaphysical Spirituality: Response to Habermas and Weis, 2006) Кен Уилбер говорит о постметафизической духовности. На другой веб-странице, «Последующие отрывки из „Космической кармы и творчества“, которые необходимо опубликовать» (Future Excerpts from Kosmic Karma and Creativity to Be Posted), представляется набросок, включающий материал «Excerpt F: Integral Post-Metaphysics».

     Кен Уилбер и Аллан Комс разработали концептуальную модель сознания, названную ими решётка Уилбера-Комбса. Она представляет собой решётку с последовательными состояниями сознания на оси X (слева направо) и структурами развития, или уровнями, сознания на оси Y (снизу вверх). Данная решётка иллюстрирует, как каждая структура сознания интерпретирует переживания разных состояний сознания, включая мистические состояния. Например, кто-то на мифическом уровне осознавания может интерпретировать тонкое переживание как измерение, полное богов и богинь, тогда как кто-то на ментальном уровне может интерпретировать его более рационально, например, как видение глубокого смысла космоса, или вселенной.

     Идеи Кена Уилбера во многом обусловлены влиянием на него самых разных направлений человеческой мысли. Концепция вечной философии Уилбера главным образом была сформирована под влиянием мадхъямака-буддизма, в особенности под влиянием философии Нагарджуны. Сильное влияние также оказали недвойственный мистицизм адвайта-веданты, тибетского буддизма, дзэн-буддизма, Плотина и Рамана Махарши. Уилбер практикует буддийскую медитацию со времён обучения в университете, и изучал некоторых известных медитаторов, таких, как Дайнин Катагири, Маэдзуми Роси, Чогьям Трунгпа Ринпоче, Калу Ринпоче, Пенор Ринпоче и Чагдуд Тулку Ринпоче.

     Концепция эволюции или психологического развития Уилбера основывается на работах Шри Ауробиндо Гхоша и Жана Гебсера, концепций великой цепи бытия, немецкого идеализма, Эриха Янча, Жана Пиаже, Абрахама Маслоу, Эрика Эриксона, Лоуренса Колберга, Говарда Гарднера, Клэра Грейвса, Роберта Кигана и спиральной динамики. Экзистенциального психолога Ролло Мэя он называл своим личным другом. Также Уилбер писал о Ральфе Эмерсоне, Альфреде Уайтхеде, Юргене Хабермасе и Пьере Тейяре де Шардене.


     Медитация с использованием обратной нейросвязи с помощью ЭЭГ NeuroSky MindWave Mobile – ускоренное самостоятельное изучение медитации. Общие вопросы ЭЭГ-медитации.

     Подробные описания ритмов, используемых в приложении Brainwave Visualizer, и примеры уровней ритмов при высоких значениях внимания и медитации.

     "Как медитация меняет ваш мозг и вашу жизнь". Дэниел Гоулмен и Ричард Дэвидсон.

     Обзор приложения NeuroExperimenter (НейроЭкспериментатор).

     Обзор приложения Meditation Journal (Журнал медитации).

     Ведь можно учиться медитировать и без ЭЭГ-гарнитуры? Конечно можно. Но с гарнитурой лучше.

     Сравнение ЭЭГ-гарнитур с точки зрения медитации: NeuroSky, Muse, Melomind, EMOTIV EPOC+, EMOTIV Insight и Neeuro SenzeBand.

     Любительский электроэнцефалограф проекта OpenEEG.

     Meditation with biofeedback using the electroencephalograph gadget NeuroSky MindWave Mobile, or accelerated self-study of meditation.

     The free 'EEG Meditation' app for Android.