Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 15
В поисках духовной мудрости

Вселенная заполнена энергией, или силой. Божественная сила всепроникающа. Божественное присутствует везде, как сахар в конфете. Поэтому Бога называют расой (сущностью, квинтэссенцией) всего, что есть во Вселенной. Хотя Божественное – во всём и повсюду, Его нелегко обнаружить. Семечко дает росток и превращается в дерево. Ребёнок растёт и становится взрослым. Это – свидетельство божественности, которая в виде жизненной силы стимулирует рост.

Вы наслаждаетесь видом огромных гор, широких рек, безбрежного океана и дремучих лесов. Кто создатель всех этих прекрасных граней природы? Основа всего этого – Бог. Хотя большинство людей не способно осознать существование Бога как Вечной Истины, некоторым всё же удалось обрести высшую духовную мудрость. Они постигли Бога и поведали миру о блаженстве, которое испытали.

Мирские и научные знания могут сделать из вас учёного, но не помогут достичь цели – самореализации. Чтобы открыть в себе Бога, риши, святые мудрецы, отдавались садхане, ведя суровую жизнь подвижников и аскетов.

Чтобы снискать атмическое (духовное) знание, необходимы определенные качества. Это верность истине, безупречное поведение и полная самоотдача в служении людям. Главной заботой духовного искателя должно быть благоденствие всего человечества и стремление сделать счастливым каждого. Основная цель образования – воспитание именно этих качеств.

Образование должно прививать человеческие ценности

Студентам наряду с мирскими знаниями нужны знания духовные. должен черпать радость в том, что помогает другим существам стать счастливыми: сарвабхута хите ратха. Ему также необходимо целостное мировоззрение. Парипурна джнянам (целостное знание) – основа для хорошего поведения, внутренней чистоты и чувства единства, – качеств, приближающих человека к Богу. Образование должно развивать общечеловеческие ценности, такие как правдивость и нравственность.

Будда говорил о том, что верность истине, праведная жизнь и ненасилие – самые святые добродетели. Часто считают, что ахимса означает непричинение боли и вреда другим. Но это лишь частичный смысл. Слишком много говорить, слишком много работать, обсуждать чужие недостатки, все это – проявление химсы, насилия, и всего этого следует избегать. Такие действия ведут к потере энергии, следовательно, вы вредите самим себе. Нужно знать меру в еде, разговорах, сне, работе – во всех повседневных занятиях. Людям свойственны попытки постичь Бога. Но многие понятия духовного языка – такие как джива и дэва (живое существо и божество), Атман и Параматман (Божественная и Высшая Душа ) - приводят людей в замешательство. Веданта разъясняет смысл таких понятий, но все же для многих он остаётся туманным. Пока не появится нужный настрой, вы не поймёте Божественное. Про Бога сказано, что Он меньше мельчайшего атома и больше самого огромного объекта во Вселенной. Ану – это атом, и это означает Атман. Ану – также и Брахман (высшее абсолютное начало). Этот Атман – в каждом существе, каким бы крошечным оно ни было.

Божественное одинаково во всех

Например, вы можете набрать воды из реки Годавари или в стакан, или в кувшин. Какого бы размера ни был сосуд, вода в них одинакова по вкусу и качеству. Если вы уясните этот принцип, то легко сможете понять, что и в мельчайшем атоме, и во всей огромной Вселенной находится один и тот же Брахман. Божественность одинакова во всех. Бог повсюду.

Один ученик попросил мудреца прояснить это. Мудрец велел ему принести чашку с водой и немного сахару и положить сахар в воду. Растворившись в воде, сахар стал невидимым и его уже нельзя было потрогать рукой. Но ученик был уверен, что сахар в воде, так как сам опустил его в чашку. Чтобы ученик смог убедиться в наличии сахара, ему было предложено попробовать на вкус немного воды. Оказалось, что сахар в одинаковой степени присутствует во всем объеме воды.

Если говорить о космосе, то Атман, как сахар в воде, присутствует в каждом существе. Пока сахар соединен с водой, его нельзя ни увидеть, ни пощупать, – так вы не видите и не осязаете Атмана. Растворенный сахар не имеет формы. Так же Атман и Параматман недоступны зрению, но могут быть обнаружены на опыте. Это космическое сознание, и оно бесконечно. В форме сознания Атман пребывает и в человеческих существах.

Кришна говорит в Гите: “Биджам маам сарвабхутанам” (Я – семя во всех существах). Семя – это ану, а дерево – это Махатх. Ану заключено в дереве, а в дереве заключено семечко. Божественное – это и невидимое семечко в земле, и всё богатство внешней формы с её ветвями, листьями, цветами и т.д.

Когда вас спрашивают: “Кто вы?”, вы не задумываясь называете своё имя, профессию, национальность, адрес и прочее. Все эти сведения относятся к телу и к материальным свойствам. Всё это подвержено изменениям. Вы можете сменить имя, профессию, национальность. Но атмический принцип в каждом вечен и неизменен. Всё, что касается мира, подобно рекам, а Божество – это океан. Впадая в океан, реки теряют имена и формы.

Почитая свою мать, вы почитаете Бога

Вместе с мирскими науками необходимо постигать атма джняну, премудрость духовную. Люди взывают к Брахме, Вишну, Махешваре, хотя никто никогда не видел их настоящей формы. Брахма – творец. Зерно творения скрыто в каждом. Этот принцип есть в физических телах ваших родителей, и они двое – причина вашего рождения. Они растили вас и заботились о вас. Так в них проявлялся аспект сохранения. Если вы почитаете свою мать, вы почитаете в ней Бога. Ребенка нужно правильно воспитать и дать ему образование. Этим занимался ваш отец, и потому он – “Вишну”, хранитель. Махешвара наделяет дарами. Он охотно раздает дары, – стоит вспомнить историю с Бхасмасурой, который тут же вознамерился использовать полученную власть против самого Махешвары. Чтобы правильно распорядиться любой силой, нужна способность к различению. Эту способность прививает вам наставник, и уважая его, вы почитаете в нем Махешвару. Поэтому Веды призывают: “Чти как Бога мать, отца и наставника”. Этот завет – фундамент индийской культуры.

Хороший сын стремится к правде. Он не должен уклоняться от этой цели ради своекорыстных интересов. Поэтому заповедь “Сатьям вада, дхармам чара” – спасительный якорь культуры Бхараты. Никогда не жертвуйте правдой ради славы и престижа. Вам нужно иметь нерушимую веру в Бога.

Каждый должен знать, на чем основано творение

Научные знания постоянно меняются, но духовное знание неизменно и потому поможет вам постичь вечную истину. Сегодня всеми поступками человека руководят тщеславие и личный интерес. В Писаниях сказано: “Дхарма мулам идам джагатх” (Весь космос держится на дхарме). В этом заключается истина. Планеты, солнце, луна, звезды – все они движутся по устойчивым орбитам согласно своей дхарме. Вникните в то, какую гармонию и единство они проявляют. Сегодня в мире более 550 кроров людей. Среди них нет и двух одинаковых. Кто автор этого сложного, но упорядоченного мира? Постичь Творца очень сложно. Учёные исследовали крошечную часть творения. Но они не сделали ни одной попытки понять самого Творца. Каждый должен представлять себе муладхару (основу) всего мироздания.

Студентам нельзя тратить время и энергию на решение ненужных задач. Им нужно искать сатсанг (хорошее общество), но не в мирском смысле этого слова. Сат – это часть сат-чит-ананды, божественного аспекта. Внутренне вы должны всегда быть в “компании” Бога, который есть воплощение блаженства. Сат это истина. Чит это сознание, а ананда – блаженство. Смысл этого станет ясен из простого примера. Сладость – сущность божества. Мы поем в баджане: “Мадхурамдхипате мадхурам мадхурам” (О Господин Мадхуры, как Ты сладостен). Сахар сладок. Бог – как сахар. Сат можно сравнить с сахаром. Чит можно сравнить с водой, поскольку оно повсюду. Без него никто не может жить, ни принц, ни нищий. Смешайте сахар с водой, и получится сироп. Соедините сат, истину, с чит, сознанием, и вы получите нектар ананды.

Студенты! Всегда думайте о Господе. Гоните прочь эгоизм. Самозабвенно служите обществу. Эти уроки вам нужно извлечь из десятидневных курсов.

Поймите, что Бог – это материя, соединенная с энергией. Применяйте с пользой всё в мире, помня, что всё вокруг – Божье творение и вы за всё должны быть Ему благодарны. Ограничьте желание “иметь”, в том числе комфорт и достаток. Даже пять природных элементов нужно использовать осмотрительно. В противном случае, они станут источником опасности.

Студенты! Трудитесь во имя мира и благоденствия общества, не преследуя никакой личной выгоды. Соедините с жизнью всё, что услышали и станьте идеальными студентами.

Беседа 30-5-1995, Бриндаван