Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 30

Роль Аватара в космической игре

Как масло в семечке,
Как сливки в молоке,
Как аромат в цветке,
Как сок в плоде,
Как огонь в дереве
Божественность присутствует всюду.

Воплощения божественного Атмы! С древних времен вопросы “Где Бог?” и “Как Он выглядит?” волнуют умы людей. Ответы искались разными путями. Верующие, неверующие, сомневающиеся и другие не смогли найти ясные ответы на эти вопросы. Чтобы познать истину, нужно обратить взгляд внутрь. Этому нельзя научиться из учебников или от учителей. Чайтанья (Сознание) присутствует в уме и пронизывает все. Способность глаз видеть и способность языка ощущать вкус происходят от этого Сознания. Люди пользуются органами чувств, но не знают источника, который активизирует их.

Чайтанья непостижимо с физической точки зрения. Оно — внутри каждого. Люди предпринимают внешние усилия и духовные практики, тщетно пытаясь найти его. Все Творение есть проявление божественной воли. Пракрити (природа) есть проявление Бога. Человек также является частью пракрити и поэтому имеет божественную силу внутри.

Чайтанья есть семя всей Вселенной

Семя прорастает и растет, превращаясь в стебелек, а затем в дерево с ветками, листьями, цветами и т.д. Семя всей Вселенной есть Чайтанья (Чистое Сознание). Оно есть Сат-Чит-Ананда, исполнено Вечности, Знания и Блаженства Оно расцветает в полной мере в человеческом существе в цветок Осознания. Таким образом Бог воплощается в человека. Понять это есть цель человеческой жизни. Именно ум стоит на пути к этому пониманию. Когда ум сосредоточен на эго (сознании тела), он искажается, но когда он обращен к Атме, то становится возвышенным. Тот, кто переполнен эго, забывает Божественное. Думая о физическом плане и глядя на внешний мир, человек неспособен понять божественность внутри себя.

Неправильно думать, что духовность не имеет отношения к физическому миру. Физический мир также отражает божественность. Есть две сущности, свабхава и прабхава. Первая возникает из внутреннего Истинного “Я”, а вторая из мирских чаяний. Поскольку человек забывает свою настоящую божественную природу, он барахтается в тревогах и несчастьях. В его действиях отражаются только животные качества. Только тот, кто исследует себя изнутри, имеет шанс понимания божественности.

Сегодня мы празднуем Ганеш-джаянти, день рождения Вигнешвары (имя Ганеши, означающее “Устранитель препятствий”). Кто Он? В чем Его величие? Чему Он учил мир? Мы празднуем Джаянти, но не прилагаем усилий, чтобы понять таттву (принцип), стоящие за ним. Его высшее учение, основанное на Его собственном примере, есть единство Вселенной. Когда Его попросили обойти вокруг Вселенной, чтобы получить подарок от родителей, Он обошел вокруг своих родителей, Господа Шивы и Парвати, и сказал, что завершил путешествие, так как Господь Шива и Парвати — это и есть Вселенная.

Единство в семье — основа единства в обществе

Средства передвижения Шивы, Парвати, Ганеши, Субраманьи и вещи, носимые ими, мирно уживаются, хотя по своей изначальной природе они антагонистичны. Например, лев, ездовое животное Парвати, живет в мире со слоном, формой Ганеши, а бык, ездовое животное Шивы, и павлин, животное Субраманьи, не проявляют вражды к кобре, гирлянде Шивы.

Единство в семье есть основа единства в обществе. Хотя между людьми есть много общего, они не могут разглядеть единства, но подчеркивают только свои различия. Причина отсутствия мира — в отсутствии гармонии мысли, слова и дела у каждого человека, что ведет к отсутствию единства между разными людьми.

Духовные ценности отброшены людьми, результатом чего стала нынешняя суматоха. Ганапати учит, что следует почитать своих родителей и таким образом заслужить их милость и получить блаженство.

Форма Ганапати по любым человеческим стандартам не может быть признана красивой. У Него маленькая голова, большой живот и нескладное тело. Но все равно мы очаровываемся Его формой, хотим видеть Его еще и еще и служим Ему. Красота заключена не в акаре (внешней форме), и ощутить ее можно даже в викаре (кажущейся неуклюжести). Ганеша пожертвовал свой бивень и использовал его для блага человечества: в качестве пера для записи Махабхараты под диктовку Вьясы. Человек служит Богу только для своих целей. Люди готовы проделать любой путь ради мирских удовольствий, но никто не готов пожертвовать хоть самую малость для получения божественного блаженства. Чтобы служить Божественному, ум и сердце должны быть приведены в чистое состояние. Вы должны видеть единство в многообразии.

Роль Бога в космической драме

В космической драме Бог играет Свою роль. Когда кто-то берет на себя роль в драме, он должен действовать согласно своей роли, а не своему состоянию в реальной жизни. За кулисами он вновь становится самим собой. Вы должны ясно понять эту истину. Человек может играть в пьесе роль Рамы. Тогда он должен придерживаться принципов сатьи, дхармы, шанти и премы, которыми управлялись действия Рамы, хотя в настоящей жизни актер может не быть праведником. Так же и Бог, принимая человеческую форму, играет роль в космической драме. Он может вести себя только как человек. Это следует всем хорошенько понять.

Аватар не преступает границы законов и правил

Кришна был Параматмой (Высшей силой) и Сарваджней (Абсолютной мудростью). Хотя узы преданности тесно связывали Кришну и Драупади, Кришна, чтобы защитить ее честь при дворе Дурьодханы, приказавшего раздеть ее, всего лишь бесконечно удлинил ее сари. Некоторые спрашивают, почему Кришна не уничтожил Дурьодхану на месте, когда тот совершал гнусное преступление против благородной женщины, которая была всецело преданна Кришне. Несомненно, Драупади была чистой преданной Кришны и чтобы защитить ее от позора, Кришна легко мог уничтожить Дурьодхану. Но в этой драме должны были разыграться еще несколько сцен. Дурьодхане было суждено погибнуть от руки Бхимы в войне, которая вот-вот должна была начаться. Поэтому Кришна не вмешивался.

Жизнь Камсы была в руках Кришны, а жизнь Раваны была в руках Рамы. И Рама, и Кришна — инкарнации Вишну. Но каждый должен был играть Свою особенную роль в Своей инкарнации. Для каждой инкарнации есть определенные законы и правила, которые аватар не нарушает. Простые смертные не могут понять путей Бога.

Вам нужно уяснить, что в божественной семье Господа Шивы Шива представляет энергию, а Парвати — пракрити (природу). Буддхи (интеллект) и сиддхи (осуществление) — ипостаси Ганапати и Субраманьи, их сыновей. Они все есть одно, хотя представлены разными формами. Пять пальцев на руке не похожи друг на друга, они различаются и формой, и размерами. Но когда вы работаете, они объединяются, чтобы дать максимальный эффект. Если бы они были одинаковы, это не было бы благоприятно для эффективной работы. Это один из секретов Божьего творения.

Осознайте мудрость Бога

Был математик, который отдыхал под деревом и удивлялся, почему на тыквенной плети растут такие большие плоды, тогда как огромное баньяновое дерево над его головой усеяно маленькими ягодками. Он сомневался в наличии у Бога чувства пропорции. Пока он спал, несколько ягод с баньянового дерева упали на него. Проснувшись, он понял, что если бы большое дерево, привлекающее людей своей тенью, имело такие большие плоды, как у тыквы, их падение могло бы стать весьма опасным для тех, кто отдыхает под деревом. Этот опыт заставил его понять мудрость Бога.

Вам следует стремиться получить полное знание всего. Частичное знание опасно. Вы должны изучать природу сердца. Бог думает о благосостоянии всего мира (лока-шрейяс). Он имеет широкий взгляд, тогда как люди проявляют узкий и эгоистичный подход.

Вы должны также расширять свое сердце — не физическое сердце, которое может потребовать хирургического вмешательства, если оно расширится. Я говорю о духовном сердце. Оно называется хридайя, что означает “то, что наполнено состраданием (дайей)”. Оно всепроникающе. Если вы подумаете об Америке, ваше сердце тут же отправится туда. Физическое сердце похоже на машину с ограниченными возможностями. Сердце с дайя (состраданием) есть Дайвам (Бог). Тот, в ком нет сострадания, обладает дьявольской природой. Сострадание есть наиболее существенная черта человека. Без сострадания человек не является человеком. Сострадательное сердце отражает божественность.

Бог не рождается и не умирает. Он остается Вечным Наблюдателем. Как понять такую сущность, которая есть апрамейя и апрамана (за пределами описания и доказательства)?  Он отзывается только на прему. Вам следует понимать Бога через любовь и проводить свою жизнь в любви.

Лекция Сатьи Саи Бабы в Бриндаване 19-9-1993

 

Вы родились с одной целью: умереть. То есть убить “я”. Если умирает Брахма (“я”), вы становитесь Брахманом, или, правильнее, вы узнаете, что вы есть Брахман. Вся литература, все усилия, все жертвоприношения, все учения существуют только для того, чтобы держать перед вами зеркало, в котором вы могли бы увидеть Себя.

— БАБА