Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности

В Моем предыдущем воплощении (Ширди Саи Бабой) все уроки давались посредством действий. Например, Дхаму и Нана как-то служили Господу (Ширди Бабе). Баба собрал несколько медных монет и играл с ними, перебрасывал их из одной руки в другую и испытывал их различным образом. Он проверял каждую по отдельности. Он ни словом не перемолвился с Дхаму и Наной. В течение получаса Он играл с монетами.

Любопытствуя, что же делает Баба, Нана спросил, зачем Он проверяет одни и те же монеты снова и снова. Баба ответил: “Бета (дорогой сын), воистину Я повторяю одни и те же действия снова и снова, повторяя те же слова. Посмотри на это манговое дерево перед тобой. Оно все в цвету. Листья почти не видны. Если все цветы на дереве станут плодами, как ветки смогут вынести такую тяжесть? Но этого не происходит. Большинство цветов унесет ветер. Много других упадут сами. Только некоторые из них станут плодами. Из них какую-то часть съедят белки, птицы и обезьяны. Таким путем девяносто процентов цветов не становятся плодами. Только десять процентов остаются на дереве. Разве не так?” Они согласились, что это так.

“Никто не приезжает ради Меня” — Ширди Баба

Баба продолжал: “Таким же образом тысячи преданных приходят ко Мне. Разве все они становятся хорошими преданными? Многие отпадают в середине. Некоторые приезжают, чтобы исполнились их желания. Некоторые ищут богатства. Многие приезжают за образованием, или в связи с работой, женитьбой или другими своими личными желаниями. В каждом из них есть тот или иной недостаток. Никто не приходит ради Меня. Я могу дать величайшую драгоценность из Моей сокровищницы. Но никто не ищет ее. Вот поэтому-то Я и проверяю их (монеты). Среди них одни изношены, другие потеряли ценность, а третьи изогнуты и ни к чему не годны.

Так же, как Я проверяю эти монеты, Я проверяю недостатки в преданных, которые приходят ко Мне. Я пытаюсь раскрыть эти недостатки в людях и выяснить, могут ли они, с этими недостатками, по-настоящему осознать Мою Истину. Они стремятся ко Мне, однако все их желания относятся к мирским объектам. Как с таким отношением они могут достичь Меня? Как вы можете приехать в пункт вашего назначения, если вы садитесь в поезд, идущий в другом направлении? Они хотят Меня, но не делают усилий, чтобы достичь Меня. Среди тех, кто приходит ко Мне, лишь один из тысячи делает хоть какие-то усилия, чтобы понять Меня.

Умы так называемых преданных обращены в другие стороны. Если их желания выполняются, они восхваляют Меня. Но, как только какое-то желание не сбывается, они доходят до того, что ругают Меня. Даже когда они пытаются понять Меня, они с головы до ног полны сомнений. Некоторые даже покидают Меня, когда их земные желания не выполняются. Это вообще не искренние преданные. Они — худшие из грешников. Как они могут достичь Меня?” — говорил Баба.

Опыт преданных Бабы

Однажды к Ширди Бабе пришел богатый человек с большой суммой денег с целью получить брахма джняну (высшую мудрость). Он очень гордился своим богатством. Баба спросил его: “Сколько времени ты будешь здесь?” Тот ответил, что он приехал на такси, заплатив за дорогу в оба конца, и должен вернуться через день или два. Баба сказал: “Если ты так жаден, как ты можешь понять Бога? Это не та цель, которой можно достичь в определенный срок. Уходи.” Заметив, что он все еще сидит, Баба пришел в ярость и прогнал его палкой.

Тем, кто искал Его милости с чистым сердцем и бескорыстной преданностью, Баба даровал Свою милость в изобилии. Матаджи Кришна Прийя была одной из таких преданных. Живя в Нагпуре, она поклонялась Кришне и считала Бабу другой формой Кришны. Она часто посещала Ширди, чтобы получить благословения Бабы. Однажды, приехав в Шимлу, она проводила богослужение Кришне с беспредельной преданностью, считая Его Бабой.

Она узнала, что Баба оставил свое смертное тело в 2.30 пополудни в день Виджайадасами в 1918 году. Сразу после этого наступил день Экадаши. В 1916 году Баба говорил Своему близкому преданному, Какаджи, что Дада потеряет своё смертное тело в 1918 году. Какаджи думал, что Баба говорит о другом преданном, Дада Сахибе, и никогда не думал, что это относится к Самому Бабе.

Последние дни Ширди Бабы

28 сентября 1918 года у Бабы поднялась температура. Двумя днями раньше Он собирал пищу, прося подаяния в нескольких домах. Он съел эту пищу и в полдень выразил преданным Свое желание, чтобы они перевезли Его из караван-сарая в Бутиваду. Он хотел побыть в тишине. В этом районе преданный по имени Бути построил храм Муралидхара. Он хотел, чтобы Баба освятил статую Кришны в храме. Но Баба всякий раз отказывался под тем или иным предлогом. Бути не хотел устанавливать статую без благословения Бабы. Вплоть до своего конца Баба ничего не говорил об освящении статуи. Он отослал Бути и Какаджи позавтракать. Чувствуя, что Бабе стало лучше, они ушли. У Бабы под подушкой лежало девять монет по одной рупии. Он вытащил их и отдал Лакшмибаи. Затем Баба подозвал Шьяма поближе к Себе. Шьям сел рядом с Бабой. Баба положил голову ему на плечо и скончался.

Баба появляется в Шимле после Своей кончины

Кришна Прийя узнала об этом и целый день чувствовала большую скорбь. На следующий день она закрыла все окна и двери, поскольку в Шимле было очень холодно. Когда она отдыхала в доме, высокий и хорошо сложенный монах постучался к соседу и справился о том, где живет Матаджи. Он задал вопрос не потому, что не знал, где она живет, но только для того, чтобы другие тоже знали, что Он физически присутствует в Шимле. Сосед послал слугу с зонтиком, так как шел снег, провести путника к дому Матаджи. Он постучался в дверь.

Матаджи открыла дверь и не поверила своим глазам. Она удивлялась, как это Баба, умерший днем раньше, смог появиться в Шимле. Она спросила: “Как Тебе удалось прийти так скоро? Дорога от Ширди до Шимлы занимает по меньшей мере три дня.”

Баба сказал: “Бети (дорогая дочь), Я — везде. Ты поклоняешься Мне в форме Кришны. Это все, что ты знаешь обо Мне? Мне холодно. Дай Мне сперва горячего чаю.” Она приготовила чай и поднесла его Бабе. Выпив чай, Баба сказал, что Он голоден после дальней дороги. Кришна Прийя принесла ему чапати и бринджал кэрри, которые Баба очень любил. Поев, Баба вымыл руки и вытер их полотенцем. Он тогда сказал ей: “Цель, ради которой Я пришел, выполнена. Я ухожу.”

В те дни никто не имел смелости перечить Бабе. Если кто-либо возражал или говорил что-либо против, Баба мог запросто побить его палкой. Он не терпел никаких возражений. Поэтому Кришна Прийя ничего не могла сказать Ему. Он дал ей жасминовую гирлянду.

Кришна Прийя смотрела Ему вслед, когда Он уходил через базар. В Шимле по сторонам дороги обычно тянутся глубокие канавы. Когда Баба шел по дороге, несколько дорожных рабочих работали на ней. Заметив, что Баба упал с дороги, они побежали помочь Ему. Но они никого не нашли. Баба исчез.

Перед тем, как уйти от Кришна Прийи, Баба шепнул ей на ухо: “Увидишь Меня в 1926 году”. Она не знала, где увидеть Его, как увидеть Его. Когда Я посещал Шимлу 15 лет назад, Кришна Прийя пришла повидаться со Мной. Она дрожала от холода и преклонного возраста. Она спросила: “Баба, разве Ты забыл Свое обещание, которое дал мне много лет назад?” Я ответил ей: “Это ты забыла, не Я. Я никогда не забываю Своих обещаний”.

Таковы некоторые аспекты проявления Ширди. Когда Ширди Саи хотел передать кому-либо мудрость, он не выступал с лекциями. Он учил суровыми методами. Так было из-за условий, преобладавших в то время.

Баба берет на себя болезнь ребенка

Однажды жена Дады привезла ребенка к Бабе с намерением остаться некоторое время в Ширди. Муж согласился отпустить ее с большой неохотой. В то время в Ширди свирепствовала чума. На второй день после их приезда у ребенка поднялась температура и появились нарывы по всему телу. Мать чувствовала раскаяние, что не послушалась совета мужа и сокрушалась — кто же спасет ее ребенка от болезни. Она сразу же прибежала к Бабе и зарыдала: “Баба! Баба!” Баба спросил ее, что случилось: “У твоего ребенка жар? На его теле нарывы? Не только твой ребенок, но и Я тоже страдаю от нарывов. Посмотри.” Говоря это, он поднял свой кафни (покров) и показал нарыв на Своем теле. Мхаласпати, стоявший рядом, воскликнул: “Свами! Что это за огромные нарывы?” Он дотронулся до Бабы и обнаружил, что у Него большой жар. Температура была около 105 — 106 F. Мать заплакала: “О Баба! Болезнь поразила не только моего сына, но и Тебя? Кто спасет Тебя?” Она была в глубоком горе. Баба сказал: “Кто может спасти Спасителя всех?” Мать немедленно попросила у Бабы прощения. Через короткое время у Бабы жар спал.

Мать вернулась домой, чувствуя себя счастливой. Она обнаружила, что жар и нарывы у ребенка исчезли. Она воскликнула: “Баба! Неужели Ты взял на Себя болезнь моего ребенка?”

Народ имел полную веру в Бабу

В подобной манере Ширди Баба демонстрировал Свои силы при каждом удобном случае. Почему? Только благодаря парипурна вишвасам (полной вере) в Бабу, которую имели люди. Преданные беспрекословно выполняли все, что Баба приказывал им делать.

В наши дни это не так. Что бы и где ни говорил Свами, возникают десять вопросов. Кроме вопросов, люди полны сомнений с головы до ног. В этом прослеживается влияние современного образования. Эта система подрывает веру в человеческие ценности. Какую бы помощь ни получал человек, он остается полностью неблагодарным. Он забывает все добро, сделанное ему, и помнит только боль, причиненную ему. Соответственно, в людях разрастается демоническое начало.

В прежние времена люди сохраняли хотя бы человеческие качества. Сегодня люди имеют лишь форму человека, ведут же себя как животные. Все их импульсы эгоистичны. Когда их желания исполняются, они улыбаются и говорят: “Баба! Баба!”. Если их желания не исполняются, у них другое отношение. Как может у таких отвратительных существ быть преданность к Бабе? Только когда люди отбросят свою животную природу, они смогут стать людьми.

Баба оставляет Свое физическое тело

Сегодня — годовщина того, как Ширди Баба оставил Свое смертное тело. Факты, связанные с Его кончиной, нуждаются в осмыслении. 28 сентября 1918 года у Бабы поднялась температура. Через 17 дней он был в хорошем состоянии. 15 октября Бабу нигде не могли найти. Нана, Кака, Дхас и Лакшман Рао искали Его повсюду. Поблизости был небольшой колодец и они пошли посмотреть, не упал ли Он в этот колодец. Когда они вернулись к жилищу Бабы, Он стоял возле двери. Баба сказал им: “Где вы ищете Меня? Я нахожусь не там, где вы ищете Меня. Я — во всех чистых сердцах. Вы ищете Меня во всех грязных местах. Как же вы рассчитываете найти Меня?” Затем Он сел.

Баба оставил Свое тело только 15 октября. Температура у Него поднялась 28 сентября. Следующие 17 дней Он чувствовал себя хорошо.

После того, как Баба покинул Свое тело, возникли некоторые разногласия. Мусульмане пришли и заявили, что тело принадлежит им. Индуисты заявляли, что тело принадлежит им. Баба время от времени говорил: “Аллах Малик! Аллах Малик!” На этом основании мусульмане заявляли, что Баба — мусульманин. В другое время Баба говорил: “Рама Малик! Кришна Малик!” Поэтому индуисты заявляли, что Он был индуистом. По причине этих конкурирующих притязаний тело пролежало 36 часов, пока не было достигнуто решение о порядке похорон.

Как проводились последние церемонии для Ширди Бабы

Чтобы предотвратить стычки между индуистами и мусульманами, там собрались все представители власти и полиции. Они попросили всех жителей Ширди собраться и решить, как большинство местного населения хотело бы провести последние обряды для Бабы. Все предпочли индуистский способ захоронения тела. Когда было принято это решение, начали копать яму в Бути Мандире. Некоторые возражали против этого. Завязался спор и в конце концов полиция и представители власти распорядились устроить самадхи (гробницу) в храме Муралидхара. Этот храм и есть нынешняя усыпальница Бабы.

В это время в Шимле произошло замечательное событие. Гирлянда, которую ей дал Баба, Матаджи Кришна Прийя повесила в своем доме на статую Кришны в присутствии всех. Многие удивлялись, почему это она повесила гирлянду на статую Кришны, когда она была преданной Саи Бабы и там рядом была фотография Бабы. Тем временем начались баджаны. Гирлянда со статуи Кришны упала на фотографию Бабы. Гирлянда, которая лежала на фотографии Бабы, оказалась на статуе Кришны. Все в Шимле возрадовались, обнаружив, что Кришна и Саи Баба — одно и то же.

Когда все люди пришли туда на следующее утро, они не обнаружили гирлянду, подаренную Бабой, на статуе Кришны. Эту гирлянду нашли на самадхи Бабы в Бути Мандире.

Чудеса и послания Ширди Бабы

Почему Баба совершал такие чудеса? В те времена существовала сильная вражда между индуистами и мусульманами. С целью положить конец этим различиям Баба хотел с помощью этих чудес показать, что Баба — Высший Господин всех существ. Он не обращает внимания на различия в кастах и нациях. Его религия одна для людей любой веры. Она хороша для всех. Ее придерживаются все благочестивые люди. Это — вера для всего человечества.

Духовную мудрость нельзя получить от других. Она должна расцвести изнутри. Каждый должен развивать веру своими собственными силами. Те, кому недостает веры, делают себя далекими от Бога. Причиной этого недостатка веры служат их собственные прошлые действия.

Многие проводят здесь годы (в Прашанти Нилайям). Но по той или иной причине они уезжают. Это обусловлено их кармой. Никто не может избежать последствий своих действий.

Ученый или аскет,
В лесу или в храме
Может ли кто-нибудь избежать
Последствий своей кармы?

Многие, кто заявляют о своей большой преданности, отходят в то или иное время. Истина в том, что даже и раньше они не были настоящими преданными. Это все игра воображения. Если преданность существует, она никогда не исчезнет, а если ее нет, она не возьмется ниоткуда. Это значит, что преданность отсутствует с самого начала. Те, кто провозглашают свою преданность, говоря “Свами для нас — все”, на самом деле вообще не имеют никакой преданности. Это все показуха. Настоящий преданный никогда не оставит Свами. Тот, кто покидает Его, не является настоящим преданным.

В этом контексте необходимо понимать, что настоящая природа преданности никем не может быть осознана.

Может ли человек вспомнить имя Бога в свой последний момент,
Когда посланцы Смерти стоят у двери
И вся его родня рыдает,
Если он не был предан Богу всю свою жизнь?

Бога можно тронуть твердой и непоколебимой преданностью

Только самоотверженная преданность с ранних стадий жизни может оставаться прочной и неизменной. Преданность корыстных и эгоцентричных людей колеблется. Те, кто имеют полную веру в Бога, никогда не изменятся. Сердце Бога можно растопить только таким стремлением к Нему. Все должны стремиться именно к такой преданности.

На протяжении праздника Наваратри преданные должны развивать подобные божественные настроения, и стремиться получить прямое видение Бога в своих сердцах. Бог — внутри и вокруг нас. Но никто не прилагает усилий, чтобы ощутить это. Люди погружены в дуализм, отделяя Бога от себя. Любовь может положить конец этому разделению. Любовь — связующая сила между дживаатмой (индивидуумом) и Параматмой (Высшим “Я”). Сегодня именно это чувство парипурна премы (всеобщей любви) следует взращивать в себе.

Бог бесполезен для лентяев

Воплощения Божественной Любви! Не давайте места сомнениям, возникающим из-за пищи, которую вы едите, компании, в которой вы вращаетесь, и окружения, в котором вы живете. Встречайте сомнения с храбростью и верой.

Не просите Бабу, чтобы Он изменил ваш ум. Это ваша обязанность — изменять свой ум. Если вы будете ждать, что Баба сделает все, что же тогда делаете вы сами? Бог бесполезен для таких праздных людей. Вы должны выполнять вашу садхану (духовную работу), и двигаться вперед. Помощь Бога придет, когда вы сделаете свою долю. Выполняйте свой долг и оставьте результаты Богу. Молиться Богу, чтобы Он сделал это — признак слабости.

Если вы имеете полную веру в Бога, ваш ум обязательно изменится. Роль Бабы не в том, чтобы изменять ваш ум, но в том, чтобы избавить вас от последствий ваших прошлых действий. Каждый должен это понимать и действовать на этой основе. Начните с искоренения своих недостатков, укрепляйте свою преданность и сделайте ее твердой и непоколебимой. Это — пуруша праятна (усилие, которое должен делать каждый). Тогда вы получите дайваануграху (милость Бога).

Вступив на этот путь истины, пройдя дорогу джняны (мудрости), соединитесь с Богом.

Выступление в Прашанти Нилайям 6-10-1992, день Виджайядасами

Путь, которым идет Аватар должен использоваться человеком для своего духовного подъема и освобождения: наблюдайте каждый Его шаг, каждое Его действие и Его работу, следуйте принципам Его жизни. Отмечайте Его любовь, Его сострадание, Его мудрость, старайтесь перенести их в свою собственную жизнь.

— БАБА