"Шива-катха-амрита"

("Нектар историй о Шиве")

Парама-пуджья Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи

Глава 3
МАХАКАЛЕШВАРА-ДЖЙОТИРЛИНГАМ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Соманатха-джйотирлингам
Шришайла-Маллешвара-джйотирлингам
Махакалешвара-джйотирлингам
Омкарешвара-джйотирлингам
Вайдьянатхешвара-джйотирлингам
Бхимашанкара-джйотирлингам
Рамешвара-джйотирлингам
Нагешвара-джйотирлингам
Вишванатха-джйотирлингам
Трйамбакешвара-джйотирлингам
Кедарешвара-джйотирлингам
Гхриштишвара(Гхришнешвара)-джйотирлингам
Шива-катха-амрита II Вступление
Сати-дэви
Кумара Самбхава-Таракасура Вадха
История Вринды
Минакши


МАХАКАЛЕШВАРА-ДЖЙОТИРЛИНГАМ

Бхаджан о Махакалешвара-джйотирлингаме в исполнении автора книги Шри Ганапати Сатчидананды Свамиджи, mp3, 64 kbps, 3:54

   Паллави (припев):

   Чаранам (“стопа”, куплеты):

   Значение:

   О Господь! Я представляю Тебя как духовное сияние в форме Шивалингама. Я молю Тебя озарить сиянием изнутри моё сердце.

   О Махакала-Шива! Ты выказал толику милосердия царю Чандрасене. О Шива! Ты излил бесконечную любовь на пастушка. Ты – супруг Махакали. Ты пребываешь в городе Аванти (Удджайн, штат Мадхья-Прадеш). Ты всегда в Сат-Чид-Ананде (Истине-Осознании-Блаженстве).

   Шлока (стих):

   Храм Махакалы находится в городе Аванти, в настоящее время известном как Удджайн, на берегу реки Чипра. Удджайн – окружной центр, расположенный в 185 км от Бхопала, столицы штата Мадхья-Прадеш. В древней литературе город имел ещё одно название – Вишала. В этом городе жили известный император Викрамарка и его закадычный друг и знаменитый поэт Калидаса, а позже царь Бходжа и другие.

   Эти и многие другие благочестивые люди жили здесь в былые времена. Этот город – одно из семи знаменитых мест, дарующих спасение. Махакала предотвращает опасность неестественной смерти. Он защищает хороших людей и благословляет их спасением. Махакала – Бог богов.

   Время подразделяется на две категории – делимое время (кханда-кала) и неделимое (акханда-кала). Мы исчисляем время первой категории – делимое время, или кханда-кала, в днях, месяцах, годах, эпохах (югах) и группах эпох (кальпах) – кальпа включает в себя 4 юги, т.е. крита, трета, двапара и кали. Время может исчисляться согласно солнечному или лунному календарю.

   Кто обусловливает время? Аспект духовных вибраций Всевышней Души порождает акханда-калу, неделимое время, которое неизмеримо. Акханда-кала также известна как калакала и махакала.

   Слово “кала” также означает “смерть”. Махакалешвара (т.е. Владыка махакалы) – Превосходящий смерть. Он – победитель смерти.

   Давайте рассмотрим другое значение слова “кала”, означающее змею. Махакале, т.е. Шиве, ядовитые змеи служат убранством. Они указывают и на энергию кундалини, и на различные энергетические каналы в человеческом теле. Махакала – Владыка всех этих энергий.

   В этой связи стоит отметить, что это священное место дважды благословенно, поскольку здесь находится место силы, т.е. Шакти-питха божественной Матери, а также джйотирлингам. Это одно из трёх уникальных мест, где находятся джйотирлингам и Шакти-питха, т.е. сочетание Шивы и Шакти. Остальные два таких места – Шришайлам (в штате Андхра-Прадеш, Южная Индия) и Каши (в Варанаси, штат Уттар-Прадеш, Северная Индия). Таким образом, в Индии эта уникальная священная пара пребывает на юге, в центре (“мадхья” – название штата – в переводе с хинди означает “срединный”, “центральный”) и на севере, указывая на широко распространённую силу аскезы и духовности по всей стране.

   В связи с этим давайте вспомним возвышенную историю Сатидеви, воплощения божественной Матери, чтобы уразуметь историю этой Шакти-питхи. Сатидеви была супругой Шивы. Из-за определённых неприятных событий, будучи неспособной вынести оскорбление, нанесённое Шиве Её отцом Дакшей, Сатидеви принесла себя в жертву в огне йоги (агни-йоги). Испытывая горе и невыносимые муки разделённости, Шива унёс сожжённые кости Сатидеви и разбросал их в различных частях священной земли, Индии. Локоть Сатидеви упал в Удджайне, и это священное место – одно из восемнадцати мест силы Матери (аштадаша-шакти-питхи).

   Шлока (стих):

   Значение:

   О Господь Шива! Пред Тобой я простираюсь ниц, пребывающим в форме Тарака-лингама в небе, Хатакешвары в патале (подземном мире) и в облике Махакалы на земле.

   История:

   Давным давно жил-был царь по имени Чандрасена, правивший царством со столицей в Удджайне. “Чандра” означает “луна” (символизирующая ум в индуизме), “сена” – “армия”. Таким образом, слово “чандрасена” означает того, кому могущество собственного ума служит в качестве армии. Однажды Манибхадра, великий йог и почитатель Шивы, подарил нефритовый Шива-лингам царю Чандрасене. “Мани” означает “драгоценный камень”, а “бхадра” – “процветание, удача, благословение”. Таким образом, имя Манибхадры означает “святой, который обрёл драгоценность, благословляющую удачей”. Царь вставил драгоценный камень в ожерелье, которое он носил, и вошёл во дворец. И вдруг, все вещи во дворце сразу же стали золотыми (ношение кулона Шивы на груди приносит процветание). Цари-соседи стали сильно завидовать, видя постоянное увеличение богатства Чандрасены. Их зависть породила у них ненависть, и они вместе напали на него всеми своими огромными армиями. День нападения был Шани-трайодаши, т.е. сочетание субботнего рассвета с тринадцатым днём тёмных двух недель месяца. Чандрасена устроил Шиве в храме огромную абхишеку (омовение Шива-лингама водой и ценными жидкостями, такими как мёд, сахар, топлёное масло – гхи, молоко и пахта, с произношением мантр), в которой все жители этой местности участвовали с глубокой преданностью.

   Паллави (припев):

   Чаранам (“стопа”, куплеты):

   Значение:

   О Шива! Ты – Шанкара (благотворный, т.е. благословляющий преданного благоприятными дарами). Ты – Шамбху, источник всего благоприятного. Ты – Хара, устраняющий все мои грехи.

   1. Мы совершаем Тебе абхишеку молоком, и наши умы станут столь же чистыми, как и белое молоко. Мы совершаем Тебе абхишеку пахтой, и мы будем благословлены плодом совершенного знания, сопоставимого с маслом, получающимся при пахтании сливок.

   2. Мы совершаем Тебе абхишеку гхи (топлёным маслом), чтобы мы были одарены сияющей изнутри духовностью. Мы совершаем Тебе абхишеку мёдом, благодаря которой сладкая, бескорыстная и верная любовь распространяется по всей вселенной.

   3. Мы совершаем Тебе абхишеку кокосовым молоком, благодаря чему мы будем благословлены сущностью божественного знания. Благодаря абхишеке сахаром наши внутренние резкость и жестокость будут полностью устранены.

   4. Мы совершаем Тебе абхишеку священной водой Ганги, благодаря чему смываются все наши загрязнения физической, ментальной и душевной природы. Мы совершаем Тебе абхишеку ароматами и духами, благодаря чему устраняется плохой запах влияния наших порочных дел, совершённых и в прошлых рождениях, и в нынешнем.

   5. Какой бы ни была абхишека, она не будет значимой, если поток моих чувств не будет сосредоточен на Твоей божественности (даже в то время, когда человек не совершает абхишеку, что бы он ни делал во внутреннем, общественном, должностном, финансовом, религиозном или духовном аспектах жизни, всё его душевное сосредоточение всегда должно быть направлено к Богу). И если я поступаю так, о Шива, благослови меня нектарным и медово сладким даром Сат-Чид-Ананды (Истины-Осознания-Блаженства) благодаря Твоему благожелательному воспитанию нас, Твоих детей.

   * * *

   Милостью Господа Шивы все враги были разгромлены (царь, полностью обуздавший силы своего ума, одержал победу в преодолении порочного влияния со стороны Сатурна (Шани) и разгромил шесть внутренних врагов – каму (вожделение), кродху (гнев), лобху (жадность), моху (невежество), маду (гордыню) и матсарью (зависть) милостью и духовной силой доброжелательного Господа Шивы). Среди наблюдавших поклонение была одна молодая пастушка с пятилетним мальчиком. Ребёнок испытывал экстатическую радость, наблюдая поклонение Шиве. Когда мальчик возвратился домой, он начал поклоняться большому камню, окружённому камешками, относясь к большому камню как к Шиве, а к окаймлённой камешками площадке – как к храму Господа. Он продолжал поклоняться Шиве даже во время игр со всеми своими приятелями. Вскоре отмеченный доброй судьбой мальчик так погрузился в своё религиозное служение при выполнении невинных ритуалов, что он перестал отождествлять себя с телом. Через какое-то время беспокоящаяся за него мать пришла и стала убеждать его возвратиться домой, чтобы принять пищу. Мальчик не отвечал. Она усердно похлопала его по спине. Мальчик даже не проронил ни слова. Рассердившись, она разбросала все камешки и стала перекатывать мальчика по голой каменистой земле. К тому времени медитация ребёнка нарушилась. Глядя на разрушенный храм Шивы, он стал рыдать и потерял сознание. И тогда Шива явился там в форме джйотирлингама (символа сияния). И это ещё не всё – своими чудотворными силами Шива в одно мгновение сотворил на этом месте огромный храм. Когда мальчик-пастушок пришёл в себя, он увидел джйотирлингам и, осознав величественное явление Махакалешвары, стал от всего сердца молиться Шиве.

   Памятованием вышеприведённой истории человек будет освобождён от внутренних и внешних врагов. Бедствия и опасности исчезнут для такого преданного. Чистая преданность будет стремительно расцветать в семействе такой благочестивой души. Неограниченное и постоянное процветание придёт в такое счастливое семейство. Кроме того, у членов семейства будет тесная и облагораживающая дружба со святыми душами. Милостью Шивы вся династия будет получать Его благословения снова и снова.



Вершина храма Махакалешвары

Вершина храма Махакалешвары

Махакалешвара-джйотирлингам

Махакалешвара-джйотирлингам

Абхишека (омовение) Махакалешвара-джйотирлингама

Вид на храм Махакалешвары

Вид на храм Махакалешвары
Эти и другие фотографии храма Махакалешвары расположены на англоязычном сайте www.mukti4u2.dk

Послание Шри Свамиджи

   Освобождение бывает двух видов. Один из них – крама-мукти, второй – каруна-мукти. Первый вид означает получение освобождения в результате последовательной духовной практики, исполнения всех предусмотренных обязанностей систематически под доброжелательным руководством Садгуру, запредельного Мастера. В этой категории нет места даже малейшему отклонению от выполнения собственных обязанностей. Например, наших детей обучают в сфере мирского образования в постепенном порядке, начиная с яслей, младшей группы детского сада, старшей группы детского сада, начальных классов средней школы, средней школы и т.д. до уровня колледжа и университета. Родителям не следует стремиться к ускорению продвижения в учёбе своих детей, поскольку дети в нежном возрасте могут быть перегружены чрезмерным учебным планом.

   Каруна-мукти – это освобождение, которого добиваются настойчивыми призывами к Гуру нетерпеливые преданные. Это внезапный результат, вызванный избеганием собственных обязанностей. Однако такие преданные забывают, что плохое влияние прошлых дел следует устранить постепенно праведными действиями, совершаемыми последовательным образом. Даже если человек пожертвовал всё, что у него было, и выполняет служение духовному Мастеру с полной преданностью, единственный предпочтительный вариант – крама-мукти.

   Садху, садджана, саньясин – все эти термины имеют различные значения, и их не следует путать. Садху – ступающий по пути к божественности, обладая хорошими качествами и смирением. Садджана – “делающий добро” духовный искатель или мирянин. Саньясин – принявший принципы чистого аскетизма в качестве своего руководства в мысли, слове и деле.


Ветка с листьями и плодами баньяна

   Такой искренний искатель постепенно старается избавляться от всех пристрастий к чувственным удовольствиям и результирующих оков иллюзии. Хорошо и благотворно стремиться постигать различные духовные пути и опыты на пути к божественному, и под руководством Гуру следовать тем путям, которые соответствуют вашим способностям и возможностям.

   Возвращаясь к истории царя Чандрасены, мы можем заметить, что, хотя он был предан Шиве, в его преданности была небольшая тень эгоизма. Вообще говоря, преданность бывает двух видов – эгоистичная и бескорыстная. Более 99% преданных эгоистичны. Довольно парадоксально, что преданный жаждет всё больше и больше денег и желанного материального богатства во время своей молитвы Богу. Однако человек упускает из виду тот факт, что всё, что Бог хотел дать, уже дано. Это скорее уже исчислено самим Всемогущим (It is rather computerized by the Almighty.). Дальнейшие хорошие или плохие влияния вызываются в соответствии с хорошими или плохими делами. Решения Бога – наимудрейшие, и намерения Бога приводят к определённым событиям. В этой связи давайте вспомним историю одинокого паломника. Однажды один человек шёл через лес по дороге из одной деревни в другую. Во время путешествия он немного устал и прилёг под тенистым баньяном. Когда он уже был готов уснуть, он взглянул на маленькие плоды на ветвях баньяна и подумал: “Насколько неблагоразумен Творец! Для такого огромного дерева Он сотворил такие маленькие непропорциональные плоды. Было бы гораздо лучше и разумнее, если бы плоды баньяна были больше, чтобы быть в гармонии с размером дерева”. Совсем рядом он увидел стелющееся по земле тыквенное растение с крупными плодами. Путешественник подумал, что плоды баньяна должны быть по крайней мере столь же большими, как тыквы, и было бы прекрасно, если бы тыквы были размером с плоды баньяна. Через несколько минут он заснул. Прошёл час-другой, паломник проснулся и заметил два или три плода баньяна на груди. Тогда он понял: “Бог воистину мудр, а я по глупости подвергал сомнению Его мудрость. Если бы плоды баньяна были размером с тыкву, я бы умер во сне от удара плодов, падающих с такой высоты!”

Баньяновое дерево
Баньяновое дерево

   Человек враждебной критики и негативного мышления всегда ищет недостатки в других. Он спорит и вызывает ненужные ссоры и т.д. Он заинтересован только в критике других и разборе их причуд. Вместо этого лучше исправлять себя. “Амтармукха самарадхйя бахирмукха судурлабха” (из “Лалита-сахасранама”). Это отрывок из священного гимна, который необходимо обдумывать снова и снова. Цитата означает, что божественной Матери поклоняется в истинном смысле тот, кто погружается всё глубже и глубже в себя с искренним поиском собственных недостатков в стремлении исправить их искренним и серьёзным самоанализом. Медитативным настроем человек может поклоняться божественной Матери внутренне. Это называется поклонением в уме. Однако рассеивание энергии чувств, ума и способности к различению во внешних людях, объектах и местах беспорядочным способом с эгоизмом или самовозвеличиванием уводит человека прочь от наивысшей Цели. Свами Вивекананда сказал сто лет назад: “Нужны реформаторы – не других, а себя”. Если каждый в обществе будет искренне стремиться и стараться исправить себя, то всё общество непременно будет возвышено.

   Естественно, что тигр убивает оленя ради пропитания. Однако слон ест траву. Почему имеется такое различие? Слон – самый могущественный из всех животных. Урок, который мы можем вынести из этих двух примеров – вегетарианское питание может сделать вас сильными и здоровыми. Это драгоценное человеческое рождение подарено Богом, чтобы мы могли исправить себя. Поэтому подумайте о корректирующих мерах, которые вы должны осуществить самостоятельно на каждой стадии вашей жизни, чтобы улучшить себя. ЗАНИМАЙТЕСЬ СВОИМ ДЕЛОМ, НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ В ЧУЖИЕ ДЕЛА. Мир был бы более счастливым местом для проживания, если бы каждый занимался своим делом и не вмешивался в чужие дела.

   Специфическое одеяние определённых оттенков и цветов и других деталей подобно рудракша-мале, туласи-мале и т.д. – это не просто внешние украшения; они предназначены напоминать вам снова и снова о надлежащем дисциплинированном пути духовной жизни. Глупо делать замечания: “Зачем они сделали такую огромную парадную лестницу в этом большом особняке?” Мы видим профессионалов, таких как преподаватели, юристы, плотники, водители, повара, музыканты, врачи и т.д., враждебно делающих замечания друг другу из зависти, недоброжелательности или эгоизма. Вместо этого было бы гораздо лучше, если бы они могли перенимать любые хорошие аспекты, найденные в других, и старались бы исправить себя, а не исследовать и выставлять напоказ ошибки других. Человек не может увидеть раны на своей спине. Для этого необходимо большое зеркало или друг. Самоанализ – такой друг и помощник. В храме необходимо молиться Богу, чтобы быть благословлённым большей преданностью и более твёрдой верой, а не делать замечания о других; например, о мелкой ошибке священника вроде не вытертой пыли в уголке. Духовный искатель должен быть искренним. Предположим, что миска для сбора подаяний и пищи висит под потолком, а человек поёт бхаджан: “О Гуру! Пожалуйста, проследи, чтобы миска наполнялась пищей”. Как это может быть выполнено? Необходимо следовать должному процессу приготовления пищи и надлежащей деятельности даже для того, чтобы получить вкусную пищу. Рассмотрим пример с кокосовым орехом. Кожуру и волокна необходимо удалить, а сам кокосовый орех разбить с силой, чтобы добыть ядро и сладкий сок внутри. Ценность чего-либо осознаётся только тогда, когда оно заработано тяжёлым трудом. Человек наслаждается пищей только тогда, когда он голоден. Точно так же, только если человек жаждет надлежащего знания, он сможет усваивать учение Гуру и следовать ему с надлежащей перспективой. Однажды один учёный священник в своей музыкальной беседе подробно описал путь достижения наивысшей цели – Вайкунтхи (обители Вишну) и Кайласы (обители Шивы). На следующий день этот учёный попросил прохожего подсказать, как пройти к местному почтовому отделению. Этому обывателю довелось слушать речь учёного предыдущим вечером. Невежда стал насмехаться над учёным и высказался так: “Если вы не знаете пути к почтовому отделению, как вы можете читать лекции о пути к совершенству?” Так бестолковые и неблагоразумные люди насмехаются над всесторонне образованными учёными. В этой связи необходимо напоминать себе снова и снова, что победы над внешними врагами недостаточно. Следует стремиться одержать победу, нанеся поражение шести внутренним врагам.

   В некоторых старых домах старомодные и бесполезные вещи, такие как посуда и мебель, не выбрасывают из-за сентиментальной привязанности. Необходимо поддерживать имущество и вещи дома или на рабочем месте в хорошем и полезном состоянии.

   Некоторые глупцы говорят оскорбительно о почитаемых религиозных символах и божествах. Например, они спрашивают: “Почему мы должны символизировать Христа и христианство простым крестом? Почему мы должны говорить, что один только Мухаммед – пророк ислама? Почему у Ганапати большой живот? Почему Айяппа не женат? Почему Кумарасвами (Субраманья) худой? Почему у Ханумана есть хвост? Почему мангала-арати (жертвенный огонь) горячий? Почему тиртха (вода, зачерпываемая во время ритуала из священного водоёма или реки, или наливаемая в ладонь освящённая вода; также ведущие к воде ступени) холодная?” Таковы глупые возражения праздных глупцов, у которых нет подлинной жажды знания. Однако такие невежды наедаются прасадом (раздаваемой бесплатно освящённой пищей) до отвала. Бездельники вопрошают: “Почему мы должны идти в храм? По правде говоря, Бог воистину внутри нас”. Храмы, церкви и мечети – священные места божественности, специально призванные увеличивать наше сосредоточение на царстве духовности.

Шри Махакалешварайа намах


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Соманатха-джйотирлингам
Шришайла-Маллешвара-джйотирлингам
Махакалешвара-джйотирлингам
Омкарешвара-джйотирлингам
Вайдьянатхешвара-джйотирлингам
Бхимашанкара-джйотирлингам
Рамешвара-джйотирлингам
Нагешвара-джйотирлингам
Вишванатха-джйотирлингам
Трйамбакешвара-джйотирлингам
Кедарешвара-джйотирлингам
Гхриштишвара(Гхришнешвара)-джйотирлингам
Шива-катха-амрита II Вступление
Сати-дэви
Кумара Самбхава-Таракасура Вадха
История Вринды
Минакши