Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Пегги Мэйсон и Рон Лэнг

САТЬЯ САИ БАБА
ВОПЛОЩЕНИЕ ЛЮБВИ


Санкт-Петербург, 1993

   В основу книги были положены впечатления известных в Англии писателей Пегги Мэйсон и Рона Лэнга от их первых встреч с Бхагаван Шри Сатья Саи Бабой. Описывается множество необычайных событий, чудес, связанных с Сатья Саи, его деятельностью и учением.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Книга первая (написана Пегги Мэйсон)
1.  3ов
2.  Встреча с воплощенной любовью
3.  Дары благодати
4.  Воскресение Иисуса
5.  Неудача ли это?
6.  Наша чаша переполнена
7.  Обитель Великого Мира
8.  Из Вифлеема в Бриндаван
9.  Саи Баба и животное царство
10.  Практика Единства
11.  Вездесущность
12.  Аура не может лгать
13.  Возвращение домой
Книга вторая (написана Роном Лэнгом)
Примечания автора
1.  Последнее путешествие
2.  Замечательные моменты путешествия
3.  Второе пришествие уже наступило
4.  Современное воскрешение Лазаря
5.  Чудеса Сатья Саи Бабы
6.  Благотворительная деятельность Сатья Саи Бабы
7.  Просветительская деятельность Сатья Саи Бабы
8.  Жизненные принципы Сатья Саи Бабы
9.  Учение Сатья Саи Бабы:
  Часть I
  Часть II
  Часть III
10. Любовь на практике: Малые пути
  Проявления высшей любви
11. Кто же такой Саи Баба?
Постскриптум: Моя мечта
Об авторах

КНИГА ВТОРАЯ

(Написана Роном Лэнгом)

   В этом человеческом облике Саи
проявляются каждая божественная сущность,
каждый божественный принцип,
все Имена и Облики, приписываемые Богу человеком.

Шри Сатья Саи Баба
(Всемирная конференция, Бомбей, 1968 г.)


6

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САТЬЯ САИ БАБЫ

По плодам их узнаете их.

   Я написал об огромном количестве чудес материализации и исцеления, сотворенных Сатья Саи Бабой. Значительно меньше известно о его деятельности на поприще просвещения и благотворительности, к которой он относится гораздо более серьезно, чем к чудесам. Я пишу об этих сторонах его миссии частично потому, что о них надо знать, а частично для того, чтобы обезоружить тех критиков, которые вопрошают, почему он не материализует вместо вибхути пищу, когда в мире так много голодающих, и почему, если он Аватар, он позволяет случаться землетрясениям, голоду и эпидемиям.

   Ответом может служить то, что он в некоторых случаях материализовывал пищу для голодных, и были случаи, когда в связи с прямым использованием его санкальпы (воли), он убирал отрицательную карму человека и смягчал последствия вроде бы стихийных бедствий, которые на самом деле были вызваны себялюбием и алчностью человека.

   Но если заниматься этим во всемирном масштабе, то будет нарушен священный Закон Кармы, на котором основано все сущее бытие. Задача Бабы – изменить человека духовно, чтобы этих бедствий не было вообще; даже если бы он создал что-то вроде искусственных Садов Эдема, мы, не будучи готовыми их сохранить, в течение века превратили бы их в то, что мы имеем на сегодняшний день.

   Между тем он взялся за программу образования и милосердия, подобной которой, по ее размаху и разнообразию, не знала деятельность ни одного из прежних аватаров. Масштаб ее воистину гигантский. "Моя жизнь – это моя миссия", – говорит он. Не стоит думать, что если Баба заявляет о себе как о Воплощении Любви, имея Любовь в качестве орудия своей деятельности, он не претворяет на практике свои проповеди. Это не какой-нибудь монах-отшельник или хранитель ашрама.

   Если охватить взором всю благотворительную деятельность, которой Саи Баба занимается во всей Индии, это даже трудно осознать. Этой деятельностью занимается главным образом организация "Сева Дал", которую основал Свами и в которой сейчас состоит 20 000 обученных ее членов. Обучение добровольцы проходят в принадлежащих организации полевых госпиталях, лагерях доноров крови, стоматологических, офтальмологических лагерях и т.д. Там на профессиональном уровне преподается большое количество разнообразных навыков и умений, помимо таких рядовых профессий как водопроводчик, плотник, каменщик, там готовят киномехаников, специалистов по перемотке электродвигателей, обслуживанию скутеров и автомобилей, обслуживанию рефрижераторов, агропромышленного оборудования (в частности, сельскохозяйственных машин, бульдозеров, кранов и такого же рода механизмов, используемых на строительстве плотин и дорог).

   Женщин обучают вязанию, изготовлению стирального порошка, шитью, вышиванию, поварскому делу и умению варить варенье, оборудовать интерьер помещения и другим аналогичным домашним делам.

   По сути эти добровольцы могут приложить свои руки почти повсюду. Они полны инициативы и изобретательности. Что бы ни случилось, они смогут найти выход, хотя бы самый простой. А в такой стране, как Индия, с ее огромным населением, ее ориентацией на западные стандарты и отсутствием национального здравоохранения, потребности в таких услугах кажутся бездонной пропастью. Добровольцев из организации "Сева Дал" можно видеть почти на всех видах работ: от уборки больших валунов до строительства в отдаленных деревнях дорог для воловьих упряжек, ведущих к сельским примитивным крематориям – чтобы усопших можно было достойно проводить в последний путь, до организации полевого госпиталя, в котором имеются сотни докторов.

   Для детей, чьи родители не могут себе позволить приобретение учебников, они собирают учебники, бывшие в употреблении, и переплетают их. Они учат слепых учеников чтению по методу Брайля, а во время экзаменов работают в качестве "писцов". Они делают костыли для инвалидов, и эти костыли называют "Поддержка Саи". Они предлагают свои услуги в качестве доноров крови для больниц и добровольно отдают свои глаза. Одна офтальмологическая больница в Мадрасе получила 400 глазных яблок от добровольцев "Сева Дал".

   Они управляют, и исключительно успешно, Домом престарелых, что при караван-сарае в Монесаре.

   Каждый год в декабре отмечается День медицинской службы, когда менее оборудованные учреждения получают в дар баллоны с кислородом, инвалидные коляски, книги, напечатанные шрифтом Брайля, и другое оборудование.

   Давайте возьмем какой-нибудь штат, например, Тамилнаду, на территории которого расположен Мадрас. Только в одном Мадрасе центрами первой медицинской помощи ежегодно обслуживаются 50 000 больных. Выполняются бесплатные медицинские обследования, в том числе рентгенологические, имеются также бесплатные аптеки. Лекарства в этих аптеках поступают от состоятельных жителей города, отдающих излишки (ведь во всех странах лекарств приобретают больше, чем это нужно), или от фармакологических фирм, в состав руководства которых входят преданные Саи и которые преподносят безвозмездные дары, а также от врачей, отдающих излишки. Ежедневно в бесплатных аптеках центров в Мадуране, Раманантапураме, Коимбаторе и Колламади бывает в среднем около сотни пациентов.

   Что касается сотрудничества с уже существующими службами, то к нему активно стремятся и предложения о нем охотно принимаются. Например, в больницах оказывается помощь старым и одиноким пациентам, не имеющим родственников. Это называется "усыновление". В палатах показывают фильмы с записью пения бхаджан. В больницы отсылаются запасы донорской крови, и иногда даже кровь редких групп там имеется в избытке. Отыскиваются люди, которые хотели бы взять на воспитание сирот или детей с задержкой умственного развития. Саи Баба усыновил сотни детей, оставшихся во время стихийных бедствий без родителей.

   Но главная часть работы Саи Бабы осуществляется в духе частного предпринимательства. Она получает благодарность и поддержку правительства Индии. В районах, где имеются большие группы добровольцев из "Сева Дал", они берут на попечение целые деревни, где в своей работе уделяют внимание наиболее важным социальным проблемам. Недавно жители одной из деревень были поражены тем, что образованные девушки одного из женских университетов Саи Бабы начали копать длинный дренажный канал, работая под палящим солнцем лопатами, кирками и мотыгами, и с радостью присоединились к ним. Кроме того, они очистили высохший колодец от ила и углубили его так, что он вновь наполнился водой.

   Имеется план проведения добровольцами медицинского обследования детей во всех школах и сиротских приютах штата. Благодаря ему было обследовано около 50 000 детей с последующим назначением лекарств, укрепляющих средств и витаминов. Также была оказана помощь при нарушениях зрения и слуха.

   Полевые госпитали обычно развертываются в глубинных районах сельской местности, где обычные врачи из-за того, что туда трудно добраться, появляются редко. В 1979 году в одиннадцати таких госпиталях, развернутых в изолированных частях штата, получили лечение более 30 000 больных, в основном это были селяне. Госпитали эти обычно бывают укомплектованы пятьюдесятью – восемьюдесятью врачами и двумя сотнями их помощников, которые предлагают свои услуги добровольно, их оборудование позволяет бороться с туберкулезом, производить хирургические операции на глазах, осуществлять гинекологическую помощь и проводить исследования в других специфических областях медицины. Изредка тяжелобольных доставляют в Мадрас для оказания помощи специалистами, а потом, сделав все необходимое, их снова отправляют в отдаленные районы штата.

   Я не хочу обидеть никого из врачей, но нельзя не упомянуть о докторе Моди, глазном хирурге, который добровольно работает у Свами уже двадцать пять лет. С полевыми госпиталями он побывал во всех уголках Индии и произвел, как было недавно подсчитано, 100000 операций по поводу катаракты, причем благополучный результат наблюдался в свыше 90% случаев.

   Предпринимаются огромные усилия, чтобы накормить голодных. (Каждого добровольца в "Сева Дал" просят ежедневно откладывать горсть риса, которым потом ежемесячно пополняются запасы, идущие на эти цели.) В удаленных районах специальный регистратор составляет список стариков и бедняков, которым ежедневно выдают пищу. В одном только штате Тамилнад существует восемьдесят таких центров. Кроме того, пакеты с пищей получают и беднейшие дети Мадраса, которые не могут позволить себе купить в школе обед.

   В 1976 году в районе Коимбатар случилась сильная засуха. В течение шести недель, пока не подоспела правительственная помощь, крестьяне в деревнях ежедневно получали пищу и питьевую воду.

   И на следующий год "Сева Дал" сумели выполнить поистине гигантскую спасательную работу. На берег штата Андра-Прадеш обрушился ужасный циклон. Двадцатифутовая приливная волна смела все на своем пути, ширина полосы разрушений достигала сорока миль. Тысячи людей погибли, целые деревни были буквально смыты, сотни голов скота утонули. Быстро распространились болезни.

   Так случилось, что это произошло во время празднования дня рождения Свами, когда проходила Всеиндийская конференция организации "Сева Дал" и 3 400 Центров Саи. Свами все отменил и привлек "Сева Дал" к спасательной акции.

   Первым делом нужно было пробраться через грязь и слякоть, через испарения и зловония, чтобы собрать гниющие трупы, которые лежали сваленными в груды, и отнести их туда, где бы их кремировали и похоронили. Некоторых находили запутавшимися в ветвях упавших деревьев, на которые они забрались в тщетной надежде спастись от наступающей воды. Приходилось также иметь дело с трупами животных.

   В течение нескольких дней преданные Саи собрали в качестве помощи почти миллион рупий. Были развернуты четыре спасательных лагеря с полным составом докторов и добровольцев из "Сева Дал". В эти лагеря спешили автомашины, груженные пищей, одеждой, шерстяными одеялами, палатками и медицинскими принадлежностями, стараясь подойти к ним как можно ближе по этой мокрой земле, а затем эти грузы преданные носили на себе.

   В итоге пяти тысячам несчастных мужчин и женщин, которым так или иначе удалось выжить, оставшимся без средств к существованию, была оказана помощь, и они были спасены. До остальных небольших групп людей, которые нашли себе убежище в других местах, также удалось пробраться, преодолев воду и грязь, и доставить им продукты. И если бы не присутствие, мужество и ресурсы "Сева Дал", еще не известно, подоспела бы помощь правительства вовремя.

   В течение четырех недель они в ужаснейших условиях работали буквально день и ночь, а когда вода пошла на убыль, они даже воздвигли примитивные поселки из хижин, которые оборудовали, насколько хватило их возможностей, кухонной утварью, циновками из тростника и ковриками, и, распевая бхаджаны, чтобы рассеять уныние, сумели уговорить оставшихся, оглушенных своим горем людей вернуться к своим обычным занятиям и снова стать теми, кем они были – рыбаками и земледельцами.

   Это была действительно героическая операция, которая проверила "Сева Дал" на прочность и выявила лучших из ее членов. Многие на некоторое время теряли сознание от тошнотворного зловония, а к концу четвертой недели просто валились с ног от недосыпания и недоедания. Я думаю, они выдержали благодаря вдохновению Саи Бабы.

   В более спокойные времена Свами, следил, чтобы нищие, которые обычно собираются возле ашрамов в Путтапарти и Бриндаване, всегда были накормлены в достаточной степени. На недавней Всемирной конференции, прошедшей в ноябре 1980 года, он настаивал на том, что каждая семья, в которой есть его преданные, должна поставить перед собой цель каждый день оставлять пищу, которой было бы достаточно, чтобы накормить одного нищего.

   Когда позволяют финансовые запасы, Свами строит целые ряды коттеджей в районах, особенно пораженных бедностью. Он особенно предпочитает хариджан (людей Бога), так называемых "неприкасаемых", желая внести свою долю в освобождение страны от кастовых предрассудков.

   Можно сказать, что в стране, которая так перенаселена и так бедна, приемлемая потребность в питании удовлетворяется почти для каждого, хотя пока и в ограниченном масштабе. Устраиваются даже групповые свадьбы – для тех, кто слишком беден, чтобы позволить себе свадебное празднество – с бесплатным выделением продуктов и свадебной одежды для новобрачных, друзей и родственников с каждой стороны до двадцати человек.

   Честно говоря, я не охватил и половины того объема благотворительной и гуманитарной деятельности, которая проводится только в одном штате Индии, в Тамилнаду, а ведь она осуществляется и за его пределами, я не думаю, что этот штат – исключение. Насколько я понимаю, это происходит также в любом другом штате. В целом она приводит к действительно удивительным результатам.

   Без сомнения, потребности одного штата отличаются от потребностей другого. Например, в тех двух штатах, где расположены ашрамы для крестьян на базе опытных ферм, при ашрамах организованы курсы по обучению крестьян современным методам разведения молочного скота.

   В Бомбее существует значительная безработица, и в Дхармакшетре я наблюдал хорошо оборудованные мастерские, где безработных юношей обучают различным ремеслам. Безусловно, то же самое имеется во всех основных Центрах Саи, расположенных в крупных городах. В Дхармакшетре есть также большая библиотека, выдающая книги на дом, и учебный класс для занятий с отстающими. Свами также имеет сельскохозяйственный политехникум в Бомбее, технические школы в Путтапарти, Бомбее, Калькутте и т.д.

   Можно с уверенностью сказать, что для добровольцев из "Сева Дал" имеются две важнейшие проблемы, которым приходится прежде всего уделять внимание, – это голод и болезни. Помимо того, что он воодушевляет и приводит в движение всю организацию, Свами принимает в ее работе и личное участие. Ему нравится давать пищу бедным. Он делал это, когда ему было еще три года. Во время фестиваля Дассеры в тот день, когда совершается поднесение пищи беднякам, он всегда сам раздает с помощью добровольцев продукты где-то для 15 000 человек, кроме того, каждая женщина ежегодно получает сари, а каждый мужчина – дхоти.

   Он часто посещает тюрьмы и дома предварительного заключения. Его присутствие и его волнующие слова производят удивительный эффект. Многие камеры становятся алтарными, а многие правонарушители – его преданными. Друг послов, членов кабинета министров, ученых и философов, он еще в большей степени является другом преступников, калек и слепых, инвалидов и больных. Как он говорит: "Я испытываю наибольшее счастье, если нахожусь рядом с теми, кто больше всех нуждается". Саи Баба дает надежду, ощущение покоя и духовного подъема везде, где бы он ни был, но он не забывает и о наших физических потребностях. Как сказал один восточный мудрец: "Даже Бог стесняется предложить голодающему что-либо кроме хлеба".