Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1993


Глава 12

Философия йоги

     Милосердие – украшение твоей руки.
     Правдивость – украшение твоей гортани.
     Священные писания – украшение твоих ушей.
     Какое еще нужно украшение?
     Дела, совершаемые с нечистой совестью,
     Никогда не принесут мира искателю.
     Тот, кто способен дать уму покой,
     Освободив его от возбуждения и нечистых мыслей,
     Тот поистине велик.

     Воплощения божественного Атмана!

     Пророки древней Индии проповедовали йогу и занимались практической йогой, применяя все восемь ее ступеней: яму, нияму, асану, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи. Хотя родиной йоги является Индия, йога получила распространение во многих других странах. В наше время индийцы игнорируют йогу, ошибочно полагая, что она предназначена для лесных отшельников, облаченных в одежды цвета шафрана и питающихся кореньями. Они думают, что только отшельники и отрекшиеся от мира достойны того, чтобы заниматься йогой. Они обманывают самих себя, придерживаясь неверной мысли, будто обыкновенный человек не может иметь ничего общего с йогой.

     Человек в своей безумной погоне за богатством потерял способность нормально спать. Он вынужден принимать снотворные пилюли и опьяняющие напитки, чтобы усыпить свое возбужденное сознание. Пилюли и таблетки наносят большой вред здоровью и ведут к болезням сердца и повышенному давлению крови. За ненасытной жадностью человека следуют по пятам умственные расстройства.

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА ЙОГИ

     Ученые начали задумываться, нельзя ли найти лекарство для разгоряченного ума, возбужденных нервов и телесных недугов, отягченных повышенным кровяным давлением и легочными заболеваниями. Профессор Карлтон исследовал эти проблемы и убедился, что "Йогашастра" Патанджали представляет собой надежное средство против этих болезней современного человека. Воодушевленные исследованиями Карлтона, ряд профессоров Гавайского Университета – Элиот, Шатон и Джонсон приступили к изучению йоги. Профессор Джонсон поначалу сомневался в ее эффективности, но по мере продолжения исследований осознал великую силу йоги. Он установил, что ключ к проблеме – контроль за причудами ума. В дальнейшем, работая вместе с другими профессорами, он пришел к заключению, что практика йоги восстанавливает физические и умственные силы и что люди могут излечиться от своих душевных болезней, не затратив на это ни пайсы. Ученые убедились, что бодрость, получаемая человеком от двухчасового глубокого сна, может быть восстановлена за 12 минут занятий йогой.

     В безумной гонке за увеличением продукции фермеры и рабочие в развитых странах – Америке, Германии, Франции и др. пренебрегают своим здоровьем, отказываясь от полноценного сна. Стрессы и перегрузки, беспокойство и напряжение современной жизни, а также отсутствие надлежащих условий и отдыха губят здоровье современного человека. Во всем мире растет число людей, страдающих от физических недугов и умственных расстройств. Чтобы понять причину резкого увеличения числа душевнобольных среди заключенных, были проведены эксперименты в тюрьме Олд Мехико. После тщательного обследования обнаружили, что причиной является не качество пищи, а напряжение и тревога. Ученые убедили заключенных заняться практической йогой, чтобы избавить их от нервного напряжения. За короткое время пациенты пришли в норму. Они не только полностью излечились, но благодаря йоге обрели способность чувствовать себя счастливыми.

     Практикующие йогу, отказавшись от приема пилюль, опьяняющих напитков и даже стимуляторов, проявили живой интерес к более интенсивным занятиям йогой. Сегодня в Мехико насчитывается около четырех лакхов (400 тыс.) студентов, занимающихся йогой. Несмотря на то, что Индия – родина йоги, ее жители не принимают в расчет действенную силу йоги и потому упускают возможность использовать ее себе во благо. Хотя Деваки была матерью Кришны и выносила его в своем чреве, Яшоде как приемной матери выпала истинная радость общения с Кришной. Сидя под деревом, Деваки оплакивала свою несчастную долю:

     "Не мне выпало счастье лицезреть чудо,
     Когда вместе с молоком ты высосал жизнь из тела Путаны.
     Не мне целовать твой чудесный живот,
     Который не может охватить пастушья бечева!
     Мне выпали лишь муки родить тебя на свет –
     Ей выпала радость нежно ласкать тебя.
     Хотя и плодовитая, я стала бесплодной.
     Не родив ни одного сына,
     Яшода стала матерью Великого Сына".

     Беды сегодняшней Индии похожи на беды Деваки. Хотя Индия – мать йоги и Шаддаршан, не жители Индии, а люди в других странах поощряют йогу и извлекают из нее огромную пользу. Индийцы доведены до жалкого состояния: они вынуждены изучать йогу в чужих странах! Они и не борются по-настоящему за то, чтобы использовать удивительную, священную и уникальную мудрость, содержащуюся в святых писаниях древности.

     Мудрец Патанджали, посвятив всю свою жизнь изучению йоги, считал, что здоровье очень важно для жизни. Он утверждал, что физическое благополучие зависит от дисциплины. Он определял йогу как "соблюдение правил ради физического, ментального и духовного здоровья".

ДИСЦИПЛИНА И КОНТРОЛЬ ЗА МЫСЛЯМИ

     "На шрейя нияма-вина" – не может быть здоровья и благополучия без дисциплины. Йога устанавливает определенные правила (нияма). В частности, она рекомендует умеренное и сбалансированное питание и использование только чистой пищи. Но современный человек пренебрегает йогическими правилами, ублажая себя острой и изысканной пищей и угождая тем самым своему жадному языку. Он оставляет без внимания древнее предписание о том, что пищу следует принимать как лекарство от голода. Чтобы вылечиться от болезни, нам приходится принимать лекарства, какими бы невкусными они ни были. Но современный человек игнорирует это правило, жадно набрасываясь на острую пищу. Индийцы, например, обильно приправляют свои блюда тамариндом, хотя он и вреден для здоровья. Поэтому человек становится сегодня жертвой умственного истощения и страдает от повышенного давления крови. Высокое кровяное давление – причина душевного беспокойства, напряженности и возбуждения. Хаос и смятение, волнения и перевороты, наблюдаемые в современном мире, вызваны плохим состоянием здоровья. Немецкий врач Ритан провел опыт по поведению обезьян, чтобы доказать, какую пользу приносит молчание. Приучив обезьян к молчанию, он нашел, что животные получили от этого огромную пользу. В ходе эксперимента он обнаружил, что их умственные способности, память и психическое здоровье значительно улучшились благодаря сохранению молчания.

     Эксперимент был также проведен с вялым и заторможенным студентом, который обычно получал низкие оценки на экзаменах. Хотя юноша не верил в эффективность йоги, он начал заниматься ею по настоянию учителей. Три месяца йогической практики очень сильно развили его умственные способности и память, что помогло ему отлично проявить себя на экзаменах. Занятия йогой изменили сам психический склад студента. Юноша, который был грубым и невоспитанным и никогда не произносил вежливых слов, стал вести себя подобно джентльмену, повторяя слова "спасибо", "пожалуйста" и т.д. Воодушевленный огромными благотворными переменами, произошедшими с сыном, его семидесятилетний отец тоже начал заниматься йогой. И в этом случае был зафиксирован отличный результат. Йогическая практика должна сопровождаться йогической дисциплиной. Считать, что йога – всего лишь комплекс физических упражнений – серьезная ошибка.

     Йога – это не только гимнастика для тела. Она включает также и дыхательные упражнения, которые известны под названием пратьяхара и пранаяма. Пранаяма включает три процесса: пурака (вдыхание воздуха), кумбхака (задержка дыхания) и речака (выдыхание). В пранаяме очень важно соблюдение времени. Время для вдоха, задержки дыхания и выдоха должно быть одинаково. Все упражнения должны проходить естественно, без какого-либо напряжения. Вдыхаемый воздух проходит через энергетические каналы – иду, пингалу и сушумну. Поэтому пранаяму следует проводить с чрезвычайной осторожностью, чтобы не причинить вреда легким и бронхам. Дыхание не должно сопровождаться ни напряжением, ни одышкой. Бывает, что юноши тяжело дышат после бега. Но хороший бегун после пробега не задыхается. Для того чтобы получилось вкусное блюдо, вы, готовя его, берете ингредиенты в нужных пропорциях. Также и при вдохе, задержке дыхания и выдохе должна соблюдаться необходимая мера. Сейчас во всем мире распространяются псевдойогические системы. Многие физические упражнения выдаются сегодня за йогу. Истинная йога основывается на "Йога-сутрах" Патанджали и содержит в себе элементы ньяи, вайшешики и санкхьи. Истинная йога отличается замечательным чувством меры, что является важнейшим свойством школы ньяя.

     Система йоги отмечена также влиянием вайшешики. Философия вайшешики придерживается принципа о том, что мир состоит из атомов, и, хотя каждый атом отличен от другого, между ними существует связь. Брошенный в озеро камень рождает волны, которые движутся к берегу. Так же и мысль, рожденная в озере ума, выплывает на поверхность и устремляется к границам ума. Хорошие и дурные мысли, возникающие в озере ума, оказывают влияние не только на ум, но и на тело. Мысли определяют доброе и злое в человеке и формируют его ум. Поэтому в контроле за мыслями йоге принадлежит огромная роль. Йогах читта-вритти-ниродхах (йога – это устранение колебаний ума).

АСПЕКТЫ ЙОГИ

     Яма – контроль за внутренними органами чувств – важный аспект йоги. Если нияма – это дисциплина, то яма – это обуздание эмоций. Париграха (выбор) – другой важный аспект йоги. Все, что мы берем и принимаем, мы должны брать у добрых людей, поскольку мысли добрых людей оказывают благотворное действие. Точно так же, что бы мы ни делали, мы должны делать это с чувством преданности, твердо веря в то, что Бог пребывает повсюду. В Бхагавадгите сказано: "Сарвада пани пада" (Стопы Господа пребывают повсюду). Когда вы молитесь Богу: "О, Господи, разве не видят Твои глаза, какие я испытываю трудности?", Господь отвечает только своими двумя глазами, и Его глаза присутствуют там, где преданный произносит свою молитву. Когда преданный молится: "О, Господи, разве Ты не слышишь моих молитв?", Господь отзывается только своими двумя ушами, и эти два уха присутствуют там, где звучат слова молитвы. Когда он молит: "О, Господи, отчего Ты не со мной и не избавляешь меня от моих невзгод?", Господь отвечает и приходит, и можно услышать Его поступь. Откликаясь на молитвы верующих, Господь проявляет себя различными путями. В "Йога-сутре" Патанджали есть глава, где говорится о том, как предлагаются Богу различные части тела. Однако нынешние "преданные" превращают это действо в пустой фарс. Они говорят: "Я предлагаю Тебе мой глаз, о. Господи!" При этом они прикасаются цветком к своему глазу и бросают цветок к статуе Бога. Или они говорят: "О, Господи, я предлагаю Тебе мое ухо" и, дотронувшись цветком до своего уха, бросают его к ногам изваяния. Люди демонстрируют показное служение, не следуя тому, о чем говорят. Смысл этих двух молитв, произносимых преданными, – просьба к Богу принять жертву: контроль за зрением и слухом. Даже когда говорит Свами, люди не слушают его с должным вниманием. Их глаза смотрят на Свами, а мысли их где-то далеко. Вот почему сказано:

     О, уши! Вы с таким увлечением слушаете сплетни и праздную болтовню,
     Отчего же вы не проявляете чуткости и живого интереса, когда говорится о вещах божественных?
     О, губы! Отчего не произносите вы "Шива, Шива, Шива" – слова, избавляющие от всех печалей?
     О, ум! Неужели не стыдно тебе праздно блуждать по миру?
     Ты слушаешь вздорные разговоры о пустяках, но никак не можешь насытиться.
     О, глаза! Разве так трудно вам остановить взор на божественном образе?
     Вы рыщете повсюду, как бродячая собака.
     О, ум! Отчего ты хотя бы на минуту не предашься раздумью о Лотосных Стопах Господа?

     У нас хватает терпения стоять в очередях в кинотеатры, но у нас нет терпения хотя бы час искренне помолиться в храме. Мы выходим из храма, не успев зайти в него. Мы проявляем великое терпение, когда дело касается вещей преходящих и недолговечных, тогда как в делах духовных позволяем себе спешку. Необходимо изменить этот взгляд на противоположный. В этом поможет вам йога. Люди должны сделать выбор между хорошим и дурным. Некоторым людям жизнь в этом мире кажется весьма приятной. Они извлекают из нее удовольствие. Однако удовольствие, получаемое от действий, не несущих постоянства, – мимолетно. Слово "сантоша" – это "some" ("немного", англ.) + тоша (удовольствие), то есть "немного удовольствия". Съев две чапати в кафе и утолив свой голод, некоторое время вы испытываете удовлетворение. Но пройдет два часа, и вы вновь ощутите голод. Удовольствие, получаемое от такого рода активности, носит название "сантоша" – временное удовольствие, тогда как радость, приходящая от действий духовных, – это ананда, блаженство. Удовольствие идет от головы, а блаженство – от сердца – источника духовности. Голова – это вместилище обязательств, сердце – это обитель правды. Оттого и сердце, и голова одинаково важны для человека. Думайте о благом и творите руками дела, о которых вы подумали. Сущность йоги Патанджали – это гармония сердца, головы и руки. "Йога-сутра" Патанджали представляет собой высшую форму единства. Единство – это не что иное, как гармония сердца, головы и руки. Единство ведет к чистоте, а чистота ведет нас к божественному. Все волнения прекращаются, когда мы достигаем Божественного.

ТЕРПЕНИЕ И УПОРСТВО

     Студенты, проявляя терпение, должны двигаться вперед, несмотря на стрессы и напряжения, тяжелые испытания и волнения, которые им предстоит преодолеть. Вначале вам будет трудно, но по мере вашего продвижения для вас станет естественным совершать свой путь к Богу. Человек учится ходить, говорить, читать и писать благодаря неустанной практике. Именно посредством практики он способен достичь своей цели.

     Было бы ошибкой думать, что йога существует только для йогов и саньясинов. На самом деле каждому человеку необходимо заниматься йогой. Если вы стремитесь к покою и умиротворению, вам нужно вести здоровый образ жизни. Йога помогает обрести спокойную и здоровую жизнь.

     Дхарана – это еще один важный аспект йоги. Дхараной называется целенаправленная концентрация внимания. Рамана Махариши, лежа на земле, обычно концентрировал свое внимание на одной единственной звезде в небе. Дхарана (сосредоточение) дает нам возможность заниматься медитацией (дхьяной). Людям кажется, что заниматься концентрацией и медитацией очень трудно. На самом деле, практические упражнения по концентрации, медитации и пранаяме легки.

     Поверите вы или нет, но Свами никогда не занимался упражнениями по концентрации, медитации и пранаяме. В течение всех 67-ми лет моей жизни я ни разу не испытывал усталости или одышки. Все силы – во мне. Йогашакти (сила йоги) очень могущественна. Атмическая сила – только одна. Воспитывайте в себе ощущение атмического единства. Не позволяйте злобе, гневу, эгоизму, зависти и т.д. проникнуть в вас, так как эти чувства животного свойства. Никогда не расставайтесь с мыслью: "Я есть Бог, я не есть животное". Если вы будете каждый день внушать это себе, вы достигнете ясности и спокойствия ума. Поскольку тело – это Божий храм, вам надлежит заботиться о нем. Мы держим открытыми двери наших домов, чтобы облегчить вход и выход достойным людям. Но если вы позволите всем и каждому войти в дом, он превратится в проходной двор. Поэтому и двери чувств должны быть открыты только для того, чтобы делать добро, видеть добро, слышать добро и самому быть добрым.

     Человек может стать Богом ценой упорного труда и серьезных усилий, напряженного поиска и глубокого постижения. Вы не должны сковывать себя мыслью, что вы никогда не станете Богом. Дайва мануша рупина (Бог существует в человеческой форме). Твердо верьте, что вы можете стать Богом. Будьте уравновешены, стойки, избегайте как падений, так и взлетов.

     Студенты! Вам выдался счастливый случай принять участие в летних курсах по индийской культуре и духовности. Старайтесь во что бы то ни стало извлечь пользу из драгоценной возможности, которая вам представилась. Занятия йогой очень легки, они не требуют ни напряжения, ни затрат. С помощью йоги можно обрести радость. Занимаясь йогой, вы сможете насладиться дарами здоровья и блаженства.

OM


Содержание
Глава 1. ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО К БОЖЕСТВЕННОМУ
Всеобъемлющая воля
Божественная вселенская форма
Строитель и разрушитель
"Хамса Гаятри"
Поднимись над умом
Глава 2. В ПОИСКАХ БОЖЕСТВЕННОГО
Часть и целое
Высокие человеческие качества
Реализация космической энергии
Атман, глубинный поток
Что такое майя?
Тройная истина
Обитель бога
Глава 3. ТАЙНЫ УМА
Сверхум – высшее божественное "я"
Что же реально?
Человек может достичь всего
Примените истину в практической деятельности
Путь истины
Сатьям, шивам, сундарам (истина, благость, красота)
Глава 4. ВНУТРЕННЯЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ И КОСМИЧЕСКАЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ
Истинная красота и поклонение
"Настоящий" человек
Вечное "я"
Божественная индивидуальность.
Божественная разумная воля и космическая божественность
Необходима уверенность
Глава 5. МЫСЛИ – ОСНОВА ТВОРЕНИЯ
Мысли и ум
Лицо – зеркало мыслей
Мысли – основа творения
Что такое садхана?
Глава 6. ЗАВОЕВАНИЕ УМА
Четыре типа тел
Тайна жизни
Стойкость в садхане
Путешествие к запредельному уму
Садхана и дхьяна
Глава 7. БОЛЕЗНЬ И ЛЕКАРСТВО
Панча клешас (пять бед)
Состояния человека
Сила интеллекта
Грехи Шанкары
Единство в многообразии
Глава 8. В ПОИСКАХ МИРА
Влияние дурной компании
Чистота ума
Права и обязанности
Последнее путешествие
Нам нужны любовь и вера
Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ГАУТАМЫ
Философия ньяя
Древние мудрецы против современных ученых
Доказательство, идущее от сердца
Пратьякша прамана
Шабдабрахман
Речь и совесть
Глава 10. ВАЙШЕШИКА ДАРШАНА
Внутреннее единство
Необходимость гармонии
Упадана и нимитта
Глава 11. ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ
Пракрити и параматман
Пуруша и ишвара
Значение дисциплины
Молитва перед трапезой
Чистота пракрити
Глава 12. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ
Целительная сила йоги
Дисциплина и контроль за мыслями
Аспекты йоги
Терпение и упорство
Глава 13. ФИЛОСОФИЯ "ПУРВА МИМАМСА"
Карма, дхарма и брахма джиджняса
Атман – свет тела
Победа над гневом
От дхармы к брахману
Глава 14. ДХАРМА И ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Дхарма студента
Образование ради жизни
Истинное образование
Ваш долг
Глоссарий