Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 19
Образование должно научить смирению того, кто его получил

   "Истинная йога состоит в избавлении от своих низменных желаний. Тот, кто уходит в леса, бросив свое имущество, жену и детей, не становится йогом. Эти слова Саи указывают вам верный путь".

   Воплощения любви – Премасварупа! Мы погружены во мрак и заблуждения, но долг каждого из нас – сделать над собой усилие, выйти к свету и обрести видение Божественного. Человеку предназначено обрести чистое бытие – сат, сознание – чит и блаженство – ананду. Распространено мнение, что обыкновенному смертному не дано постичь эту божественную радость. Однако человек – существо не одного только материального мира. Материальное должно быть вторичным для него; надлежит подчинять его себе, но не делаться его рабом. Человек не должен становиться узником работы, которую выполняет.

   Отбросив низменные желания и ступив на праведный путь, человек сумеет осознать, что такое Божественность. И это следует совершить прежде всего. Из всего, что нас окружает, нужно выделить главное действующее лицо – субъект. Все материальные процессы в мире обусловлены одним - лежащей в основе всего волей, или санкальпой, Первопричины. И нет для нас более важной задачи, нежели любить Того, кто является самой основой окружающего нас мира, то есть Параматмана. Всю свою преданность вы должны отдать Ему. Именно этому учили нас пастушки и пастухи – голи и гопалы.

   Культура Бхараты (Индии) научила всё человечество тому, что в своих странствиях ему следует двигаться от неистинного к истинному, а не наоборот. Именно так следует понимать тот отрывок из Упанишад, в котором говорится о необходимости искать истину. Человек не должен уходить от жизни и считать ее совершенно ложной только оттого, что он существует в мире иллюзии. Пузыри, появляющиеся на воде, некоторое время держатся на ее поверхности и, в конце концов, в ней – своем источнике - исчезают. Так и человек: он возникает из Атмана, Духа, существует благодаря Атмануи с Ним же в конечном счете сливается.

   Иллюзии, или заблуждения, от которых страдает человек, созданы им самим. Они не присущи ему изначально. Человек считает, что существует в иллюзорном мире. Однако когда Я держу ароматный цветок, то запах его ощущаю не Я один, но и те, кто находится рядом. То же самое произойдет, если в Моих руках появится нечто, от чего исходит скверный запах: его почувствую не только Я, но и те, кто Меня окружает. При этом следует заметить, что само ощущение аромата или дурного запаха целиком зависит от нашего восприятия. Поэтому и говорят: "От самого человека зависит, свободен он или связан".

   Мы бросаем камень в озеро, он погружается на дно, а вода как бы расступается перед ним. Далее, как результат от падения камня, на поверхности воды образуются волны. Постепенно они будут расходиться все шире и шире, пока не достигнут берега. Подобно этому, если какая-то мысль или идея западет нам в голову, то, хороша или дурна, она немедленно окажет воздействие на все наше тело. Мысль, вызвавшая волны в резервуаре нашего ума, может достичь наших рук и заставить их совершить неправедное действие.

   Волны этой мысли могут достичь наших глаз и заставить их видеть дурное; они могут достичь наших ног и заставить их двигаться в неверном направлении. В зависимости от природы своих мыслей мы совершаем либо добрые, либо злые поступки. Таким образом, наши мысли могут привести нас либо к благому, либо к дурному.

   Вот почему вам следует накапливать в себе только добрые мысли и благие идеи. Человек, способный изгнать из своего ума дурные мысли, всегда будет свободной личностью. За какое бы дело он ни взялся, куда бы ни направился, Божественность всегда пребудет с ним и поможет ему добиться успеха. Такой человек никогда не станет думать о том, какие плоды принесет ему труд. Он всегда будет считать своим долгом выполнять только благую работу. Направление его мыслей всегда будет таково, что он будет браться лишь за полезную и священную работу.

   Пастушки и пастухи – гопи и гопалы явили нам пример того, как привносить элементы Божественного в свои повседневные дела. Пастухи росли рядом с Кришной и видели, как Он свершает дела, которые не под силу ни одному из смертных. И они поклонялись Ему. Но хотя каждый из них и понимал, что Кришна – это Божество, на физическом плане они иногда воспринимали Его как своего товарища, ровню себе. Так, Кришна, ко всеобщему удовольствию, принимал участие во всех их шалостях и играх. Однажды Он стал просить Яшоду отпустить Его с остальными мальчиками пасти скот. Яшода отвечала, что Он еще слишком мал, воспитан в неге и заботе, и пыталась отговорить Его. Тогда Кришна заупрямился и отказался принимать пищу. Зная, как Он любит добиваться своего, Яшода в конце концов согласилась. Но поскольку в лесной глуши полно змей, скорпионов и колючек, она сказала, что не отпустит Его без подобающей обуви, и пообещала изготовить ее через два дня. Однако Кришна не согласился на это и объявил, что коровы и телята бродят по лесным зарослям и ничем не защищают свои ноги, а потому и Он пойдет вместе с ними разутым. На это Яшода возразила, заметив, что Он мальчик, а коровы скотина. И тогда Кришна преподал матери урок. Он сказал, что неверно считать животным всякого, кто передвигается на четырех ногах, так же как неверно считать человеком любого двуногого.

   Далее он стал объяснять матери происхождение слова пашу – животное, сказав, что того, кто обладает только внешним видением, следует считать животным, и лишь того, чье видение направлено внутрь себя, надлежит считать человеком. Имеет кто человеческий облик или же заключен в обличье животного, если он наделен только внешним видением – это все равно как быть животным. Многие люди подобны воронам.

   Они хотят понять только внешне видимое и совершенно не желают знать, что такое внутреннее видение. Они постоянно жаждут только мирских удовольствий и благ. Лишь немногие прикладывают усилия к тому, чтобы обрести внутренний мир и, соответственно, жить в полном блаженстве. Далее Кришна сказал, что коровы на самом деле гораздо лучше многих людей, ведущих себя как животные. Животные полны любви.

   Они начисто лишены эгоизма и ведут жизнь, полную жертвы. Молоко, предназначенное в действительности для вскармливания телят, коровы отдают людям, дабы те стали сильными и крепкими. Люди кормят скотину сеном и травой, а та взамен отдает им свое священное молоко. Таким образом, скотина получает от людей то, что для них бесполезно, а возвращает им ценный продукт. Люди же, напротив, принимают от нее и поглощают полезные продукты, часто расплачиваясь за это дурными поступками. Задумаемся же над тем, кого в данном случае можно считать животным.

   Если подкармливать животное, то оно неизменно будет питать к вам чувство благодарности и в конце концов к вам привяжется. Человек же не склонен изъявлять благодарность даже тогда, когда получает и нечто очень ценное. Таковы были доводы Кришны, пожелавшего сопровождать коров на пастбище. Поняв, что ей не отговорить Его, Яшода сдалась и на следующее утро собрала Ему с собой корзинку с вареным рисом, маринованными овощами и простоквашей.

   Весело распевая и резвясь, Кришна с пастушками и пастушками – гопаламии гопи двинулись в путь. За ними шли коровы и телята. Телята были подобны детям, всюду следующим за своими матерями. Так они шли беззаботно и в конце концов заблудились, попав в густые заросли. Решив перекусить, они остановились на берегу реки и распаковали свои припасы. Чтобы показать, что все гопалы - одна семья, Кришна собрал всю еду вместе, а затем разделил поровну между всеми присутствующими. И все пастушки с большим удовольствием принялись за пищу, полученную из божественных рук.

   Мы говорим, что созерцание Господа приносит избавление от грехов, а беседа с Ним дает освобождение и спасение. В данном случае гопалы не только лицезрели Господа, но могли беседовать с Ним и касаться Его.

   Покончив с едой, пастушки принялись играть в прятки. Нашли всех, не смогли найти только Кришну. Всем известно, сколь легко изловить простого воришку, но как сложно бывает найти главаря.

   Вам еще много раз доведется услышать, что Кришну называют "самым великим вором на свете", имея в виду Его способность похищать сердца преданных Ему. Такого "вора" может поймать только тот, кто полон чистой и святой любви. Игра Кришны с пастушками привлекла внимание самих богов, и они стали наблюдать за нею. Кому еще выпадет счастье играть с Самим Господом! Пастушки играли и играли, пока окончательно не выбились из сил. Тут они подумали: Яшода расстроится, если увидит, что мальчик ее так утомился. И тогда один из гопал расстелил полотенце, и Кришна преклонил Свою голову к нему на колени.

   Все остальные тут же почувствовали ревность к тому и, подойдя к Кришне, предложили Ему в последующие дни отдыхать на коленях по очереди у каждого из них. А другой пастушок добавил, что равное отношение ко всему со стороны Кришны должно заключаться не только в равном распределении пищи для них, но и в равной порции Его благорасположения.

   Между тем время, когда пастухам следовало возвращаться домой, давно истекло. Они прикончили уже все свои запасы и вновь сильно проголодались. Окружив Кришну, они сказали Ему об этом. Кришна на мгновение закрыл глаза, а затем объявил, что совсем недалеко от них брахманы исполняют обряд жертвоприношения, яджну. Он попросил одного из гопал, что постарше, отправиться туда и взять немного еды. Пастушок, сопровождаемый другими гопалами, побежал к указанному месту. Но просьба их привела в раздражение исполнителей обряда: они отказались дать пищу под тем предлогом, что еще не закончили церемонию подношения ее Господу, и выпроводили гопалщючь. Пастушки прибежали обратно, рассказали обо всём Кришне и спросили, что им делать дальше. Громко рассмеялся на это Кришна и велел им снова отправляться на то же место. Он объяснил, что женщины, готовящие там еду, лучше мужчин понимают, что такое голод. Так что следует обратиться непосредственно к ним, а уж они помогут. Пастушки привыкли не раздумывая подчиняться наказам Кришны и всегда делали это с удовольствием. Так они поступили и на сей раз и отправились прямо на кухню.

   Там они сказали женщинам, что Кришна прислал их за едой. Упоминание Его имени мгновенно растопило женские сердца, и они стали выпытывать у пастушков, где сейчас Кришна и какие игры, лилы, изобретает? Услышав же, что Кришна неподалеку, они собрали еду и поспешили туда, где Он находится.
Брахманы же, закончив свои ритуалы, пришли за прасадом, освященной пищей, так как настало время церемониального подношения пищи божеству, но не нашли на кухне ни крошки. Не нашли они там и никого из женской обслуги. Тогда они отправились на поиски и, придя в то место, увидели Кришну. Он сидел под деревом и вкушал пищу, которую подносили Ему женщины. Недаром говорится: женщинам свойственна преданность, в то время как мужчинам – только разум. Это утверждение полно глубочайшего смысла.

   Именно в силу такого свойства женщине дано право входить в обитель Высшего Духа, Параматмана. Мужчине же – кто выставляет свой ум напоказ – позволено войти и только коснуться стоп сидящего на троне Параматманз. ему не дозволено идти дальше. В приведенном нами рассказе Кришна создал такую ситуацию с намерением показать, что простая и бесхитростная преданность Господу намного сильнее любых знаний.

   Заметьте, что при посещении храма или молитвенного собрания женщина всегда во главе. Любой пример из Бхагаваты или Махабхараты показывает, что именно женщина наставляет мужчину на духовный путь. Женщина по природе своей обладает очень нежным сердцем. Именно потому в Бхагавад Гите сказано, что нельзя допускать того, чтобы женщина проливала горькие слезы. Никогда благосостояние не посетит тот дом, где женщину заставляют лить слезы горечи. На это указывалось еще в Ведах. Там женщине-матери отведено самое почетное место. И если кому-то больно, то он зовет "мама" – амма, а не "папа" - аппа. Не случайно страна, давшая нам рождение, зовется Родина-Мать. Мы говорим: "Матру Дево Бхава, Питру Дево, Бхава (Почитай мать как Бога, почитай отца как Бога)", а не наоборот. Первой упоминается мать и только потом – отец. Мы говорим: Сита-Рама, а не Рама-Сита. И мы говорим: Парвати-Парамешвара, а не Парамешвара-Парвати. Все священные тексты, в том числе Веды и Бхагавад-гита, отводят женщине почетное место. Именно поэтому Высший Дух, Параматман, пребывает в женщине в виде семи различных сил и шестнадцати разнообразных способностей, кал. Благодаря тому, что женщина является носительницей всех этих божественных качеств, ей легко следовать по пути духовности.

   Пастушкам, гопи, отведено такое почетное место именно потому, что они являют собою идеал поведения женщины. Воистину для смертного нет большей ценности, нежели преданность и вера. Любое образование, полученное вами, любое богатство, вами накопленное, – всё будет бесполезным, если нет с вами милости Господа.

   Неразумные люди гонятся за вещами непостоянными и преходящими и забывают о божественной стороне этого мира. Всё, что дает современное образование, так это возможность обеспечить себе пропитание. Люди озабочены только тем, как набить свой желудок. Они существуют как животные, не уделяя ни малейшего внимания нравственной стороне своего поведения. Ради достижения материальных благ они готовы продать свою честь и доброе имя.

   Студенты! Деньги приходят и уходят, нравственность же, поселившись в ваших сердцах, будет расти и крепнуть. Какая польза в богатстве и деньгах? Они вам совсем не помогут. Не живите как животные, уподобляясь лисам и собакам. Вам следует вести священную жизнь. Настоящее и благое образование – то, при котором вы почитаете старших и вызываете уважение своих друзей. Образование должно развивать смирение. Только смирением добьетесь вы признания своих заслуг, а это признание даст вам материальное благополучие. Достигнув этого, вам следует употребить его на распространение идей дхармы. Образование должно помочь вам обрести добрые качества.

   Если же образование не сделает вашу жизнь благой и полной праведности, дхармы, вы превратите себя в животное, а может, станете и хуже него. Если вы располагаете богатством и используете его на помощь ближнему, вы добродетельны. Даже человек физически сильный не может считаться настоящим человеком, если он не добродетелен. Можно читать Веды, бесконечно заниматься повторением имени Бога, или джапой, но всё равно не стать истинно преданным Ему. Только священное чувство единства может объединить и сблизить людей. Человек, лишенный веры и убеждений, хуже животного. Ради чего мы живем? Зачем пришли в этот мир и что стремимся обрести? И разве животные не едят и не спят, как мы?

   Зачем приобретаем мы университетские дипломы? Неужели только ради того, чтобы есть и спать? Не полагайте, что образование предназначено лишь для получения званий и степеней. Цель настоящего образования - привнести в свою страну мир.

   Образование должно помочь вам в служении обществу, должно помочь дарить счастье окружающим. И поскольку мы стремимся принести пользу обществу и окружающим нас людям, мы должны сделать свой ум священным и преданным.

   Воплощения чистейшего Атмана - Павитратмасва-рупас! Юноши и девушки! Последние двадцать дней вы слушали отрывки из священной Бхагаваты. Надеюсь, вы сможете использовать в дальнейшей деятельности хотя бы часть из услышанного здесь и сумеете принести славу родной своей стране.