Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

 

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ

1973

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ '73

Курс лекций по индийской культуре и духовности


 1. Лекция Сатьи Саи Бабы от 27  мая 1973, 57:56, 56 kbps, 24 336 512 байт.

 2. Лекция Сатьи Саи Бабы от 30  мая 1973, 60:02, 56 kbps, 25 217 152 байта.

 3. Лекция Сатьи Саи Бабы от  1 июня 1973, 86:55, 56 kbps, 36 511 872 байта.

 4. Лекция Сатьи Саи Бабы от  5 июня 1973, 44:07, 56 kbps, 18 534 528 байт.

 5. Лекция Сатьи Саи Бабы от  7 июня 1973, 53:09, 56 kbps, 22 325 376 байт.

 6. Лекция Сатьи Саи Бабы от  8 июня 1973, 54:58, 56 kbps, 23 089 280 байт.

 7. Лекция Сатьи Саи Бабы от 13 июня 1973, 58:22, 56 kbps, 24 516 736 байт.

Все лекции читаются Сатьей Саи Бабой на языке телугу
с синхронным переводом на английский.

Содержание
Приветственное слово
Глава 1    Священный характер взаимоотношений наставника и ученика
Глава 2    Лестница, поднимаясь по которой, невежественный человек становится освобожденной душой
Глава 3    Во избежание круга рождений и смертей
Глава 4    Стремитесь к общению с достойными людьми
Глава 5    Священна жизнь человеческая, не расходуйте ее впустую
Глава 6    К Атме устреми внутренний взор свой
Глава 7    Служение человеку есть служение Господу
Глава 8    Управляйте своими чувствами, и печали покинут вас
Глава 9    Почитайте Всевышнего в образах Его, но не принимайте образы за Бога самого
Глава 10  Отрешенности способен достичь каждый
Глава 11  Милостью Господа глупец может сделаться ученым человеком
Глава 12  Отрешенность поможет сохранить спокойствие даже в трудные времена
Глава 13  Молодым людям следует держать свой язык под контролем
Глава 14  Нравственность и Истина - основные составляющие Индийской культуры
Глава 15  Все различия, существующие в этом мире, - не более как различия в названиях и формах
Глава 16  Стремитесь к труду, почитанию Господа и обретению мудрости. Избегайте богатства, алкоголя и женщин
Глава 17  Джива и Брахман как две половинки одного семечка
Глава 18  Живите в настоящем - это самый священный период бытия
Глава 19  Истинное образование приводит к смирению и уравновешенности ума
Глава 20  Дхарма всегда защитит того, кто привержен ей
Глава 21  Человеку надлежит трудиться, но не ради выгоды от плодов труда своего
Глава 22  Истинная природа дхармы
Глава 23  Медитация и концентрация внимания - разные вещи
Глава 24  Человек стремится к слиянию со Всевышним
Глава 25  Не наносите ущерба своей природе, пользуйтесь ею только с соизволения Всевышнего
Глава 26  Познай себя, но не спрашивай другого, кто он
Глава 27  Вера в себя ведет к самореализации
Глава 28  У Господа тысячи имен
Глава 29  Истинная природа дружбы
Глава 30  Только Всевышний - подлинный ваш наставник
Глава 31  Заключительное обращение к студентам
Указатель имен и терминов



Мои дорогие! Испытываете ли вы духовный голод? Духовный голод составляет основной смысл любой формы человеческой деятельности. Чувство неудовлетворенности, чувство беспокойства, которые нередко испытывает человек даже после того, как все его насущные потребности удовлетворены, указывают на то, что человек может, не отдавая себе в этом отчета, испытывать духовный голод. И удовлетворить его можно только через самопознание. Без ощущения духовного голода никакой прогресс не возможен. Мир на земле может стать реальностью лишь в том случае, если люди обретут веру в Высшее, Божественное начало, управляющее вселенной. Тогда возникнут теплые, сердечные отношения между людьми, родится любовь и единство между всеми, кто обитает в этом мире.

Примите Мои благословения
Шри Сатья Саи Баба
Прашанти Нилаям, 16.12.73

 
 

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ '73

Приветственное слово

   В нашей великой стране истинно священные отношения между учителем и учеником сделались редкостью. Правдивость и прилежание, которые суть основа праведной жизни, почти не встречаются. Исчезли те идеалы, которыми мы должны руководствоваться в повседневной жизни - преданность Богу и вера в себя, в свои силы. Пышным цветом расцвела сейчас полная безответственность.

   Основным жизненным правилом для вас должна стать терпимость. Следует прежде всего научить себя и других с уважением относиться к Истине.

   Дети Бхараты превыше собственной жизни ставят почтение к матери.

   В наши дни, как это ни прискорбно, здесь, у нас на родине, стали превалировать западные нормы морали, чуждый нам образец поведения. Все гонятся за чисто внешними материальными благами. Не выразить словами, какую боль я испытываю, говоря вам об этом. Дети матери Индии сами не понимают силы собственных традиций - совсем как слон, не осознающий своей мощи. Дорогие студенты, преподаватели, а также и те, кто покровительствует образованию, прислушайтесь к Моим словам! Руководимые искренним желанием усовершенствовать образование в нашей священной стране, вы изобретаете все новые и новые методы обучения, однако при этом вы не осознаете, в чем именно состоит высшая ценность того, что вы делаете. Крестьянин, идущий за плугом, рабочий на своем рабочем месте, торговец в лавке, поэт, сочиняющий стихи, словом, каждый человек, каким бы видом труда он ни занимался - тот же студент, студент того огромного университета, которым является этот мир.

   В мире, который создан волею Всевышнего, для каждой вещи есть свое предназначение. Тем более удивительно, когда человек, в нем обитающий, часто проживает свою жизнь бесполезно. Религии, касты - все это создано самим человеком. Вы сами повинны в тех различиях, которые существуют как в деревнях, так и в городах. В любой деревне вы найдете квартал богатых и квартал бедняков; в городе это различие обозначено в наименованиях "старый город" и "новый город". Вы сами создали такую систему. Однако же при этом вы забываете об основной, конечной цели каждого - о счастье. Счастье, Истина и самопожертвование - вот три предмета из сокровищницы Господа. Человек может чувствовать себя счастливым лишь тогда, когда осознает суть отношений между себе подобными. На вопрос, что же такое счастье, не трудно ответить: это состояние, когда в вашей душе нет печали, нет горя. Значит, следует подумать о том, как избавиться от печалей.

   Между одной звездой и другой, как и в межпланетном пространстве, льется чистый, яркий свет. Также и в периоды между печалями вас озаряет, вам светит свет радости. Однако же, прежде чем предаться радости, вам следует вникнуть во внутренний смысл некоторых слов, которые вы употребляете. Человек не может и не должен любить себя, если он не способен испытывать любовь к ближнему. Не научившись любить других, вы никогда не будете способны испытывать любовь и к самому себе. Поймите: источник ваших печалей - это ваши недобрые действия в отношении других. Потому-то победа в любой войне снова неизбежно ведет к войне в будущем. Но и радость, которую вы принесете кому-то, обязательно приведет к тому, что вы и сами обретете счастье. Человеку надлежит понять, что он не вправе пользоваться счастьем в одиночку - следует разделить его с другими. Нужно твердо верить: счастье тех, кто вас окружает, в конечном итоге, сделает счастливым и вас. Смерть подразумевает наличие жизни, как печаль - наличие счастья, как день - существование ночи. Вы же нередко склонны рассматривать печаль и радость, день и ночь как взаимоисключающие состояния и явления. При более внимательном рассмотрении обнаружим, что по своей природе они едины и не разделимы. Взять хотя бы железо: в своем естественном состоянии оно черное и твердое, но, раскали его на огне, и оно станет красным и мягким. Перемена в его состоянии - дело ваших рук, результат изменения, которому вы подвергли металл.

   Чтобы осознать Высшую Истину, следует участвовать в добрых делах, общаться с чистыми духом людьми и прислушиваться к советам старших.

   Наша священная земля с незапамятных времен имела прочные традиции; она явилась местом открытия многих великих Истин; в особенности же прославилась она совершенством в отношениях между наставником и учеником. Начало этой традиции положили гуру Васиштха и его ученик Шри Рамачандра, гуру Сандипа и его ученики Кришна с Баларамой, наставник Говинда Датта и его ученик Ади Шанкара, наставник Шука Махарши и его ученик Парикшит. До наших дней они являют собою блестящий пример для подражания, пример, которому нет в мире равного. Где же теперь такие наставники и ученики? Увы, подобный тип отношений между учителем и обучаемым ныне утрачен. И лишь когда с чистой душой вы всем сердцем уверуете в необходимость и ценность подобных отношений учителя и ученика, - тогда и только тогда вы сможете извлечь пользу из того, что вам завещано предками. Современной молодежи нужно осознать этот факт, а для этого, в свою очередь, следует должным образом разобраться в том, что лежит в основе человеческих взаимоотношений в целом. Лишь после этого станет возможно понять взаимоотношения человека и Господа, создания и Создателя; Нары, конкретного человека, и Нараяны - воплощенного Бога.

   Прискорбно не то, что у нас в сфере образования не проводится серьезных реформ; прискорбно другое, то, что под видом образования молодые люди усваивают такую странную манеру поведения, такие нездоровые привычки, что родители их не знают, куда глаза девать от стыда за них перед людьми.

   Лишь в том случае, когда образование самым непосредственным образом будет связано с воспитанием таких идеалов, как готовность к самопожертвованию, терпимость, правдивость и любовь, оно действительно принесет пользу молодым людям. Лишенное же этих благородных принципов, образование ничего не даст. Ведь образование отнюдь не определяется количеством информации, почерпнутой из книг. Чтение может обогатить ваши знания о предмете, но книжным знанием вы не разовьете добрых качеств характера. Истинное образование следует понимать как процесс, в ходе которого совершенствуется природа человека и заостряется разум с тем, чтобы вы научились отличать дурное от хорошего. Студенту надлежит приложить максимум усилий, дабы развить и укрепить чувство собственной ответственности. Ему следует также осознать необходимость со вниманием относиться к недостаткам в обществе и к недостаткам человечества в целом. Для этого каждый, кто учится, непременно должен стать обладателем трех качеств: прилежания, преданности и чувства долга. Лишь обретя эти три свойства, можно принести благо обществу. Однако как раз этих качеств, как правило, больше всего недостает студенту. Его отношение к жизни создает у окружающих впечатление, что единственная его цель - это приобретение ученых степеней и званий. Иными словами, можно сказать, что он стремится к так называемому высшему образованию, забывая об образовании всеобщем. Человек, лишенный обыкновенного здравого смысла, все равно что безграмотный - независимо от того, какие дипломы у него имеются и какого он о себе мнения. Если человек, пренебрегая дисциплиной, заботится о приобретении исключительно английского образования и не изучал вопросов, относящихся к Атме, либо - к познанию самого себя, то единственным результатом такого образования будет рабство.

   В наши дни человек не имеет должного уважения даже к своим родителям, вырастившим его. Нередко он даже не имеет представления о том, как следует вести себя в присутствии старших. Многие молодые люди не знают, какую одежду и когда следует одевать. Может ли человек, не имеющий элементарных знаний, называться образованным? Если вы уважительно относитесь к старшим, родителям, учителям и почитаете эти взаимоотношения как священные, в будущем и вы будете уважаемым человеком. Если же вы будете неуважительны к старшим, то другие люди будут просто игнорировать вас.

   Жизнь заключается в попытке человека переместиться из места, называемого "я", в место, называемое "мы". Если, движимый чувством эгоизма, каждый из нас будет постоянно желать уважения к себе, при этом считая значимыми только свои интересы, не заботясь о чужом благе и проявляя к другим неуважение, то следование такому поведению можно назвать дорогой с односторонним движением. Но жизнь - не дорога с односторонним движением. Вам нужно следовать таким путем, который позволит обрести счастье другим, а других людей естественным образом обяжет дать счастье вам.

   Дорогие студенты! Человеку не дано изолировать себя от других. Он не может существовать отдельно, как капля масла на поверхности воды. Следует осознать: мир состоит из сообщества людей. При этом счастье одного человека органически связано с процветанием общества как единого целого. Процветание же общества не отделимо от благополучия мира в целом. Хочешь стать счастливым - осознай, что счастье личности, счастье общества, счастье вселенной не раздельны.

   Именно недостатки в системе образования виной тому, что молодежь - как юноши, так и девушки - нередко ведет себя предосудительно, недостойно. Так и будет продолжаться до тех пор, пока образовательная система будет основываться на преподавании предметов, имеющих сугубо практическое значение, пока студент будет обучаться предметам, касающимся исключительно материального мира. В образование следует включить духовный, религиозный и этический аспекты. Лишь в этом случае можно будет надеяться на то, что ситуация выправится. Каждый из вас должен стремиться к воспитанию уверенности в своих силах. Тогда ему станет доступно состояние счастья и блаженства. Далее, каждый должен приготовить себя к самопожертвованию ради блага другого человека. Это приблизит его к пониманию себя самого.

   Все религии учат одному: очисти душу свою и познай самого себя. Ни в коем случае не следует одну религию противопоставлять другой и касту - другой касте. Ибо по конечным целям все религии едины, как едины и разные касты. Следует осознать их единство и общий для всех поиск Истины.

   Весь последующий месяц с вами будут беседовать люди почтенные, наделенные большим жизненным опытом. Они расскажут вам о великих людях и благородных традициях, которые способствовали расцвету культуры нашей страны. Не пропустите этой редкой возможности; сохраните в сердце все услышанное: это - добрые семена, которые пригодятся вам в будущем. Я надеюсь, что по прошествии месяца каждый из вас сможет понести священный факел индийской культуры и вы сами будете делать все возможное для ее возрождения. Вам повезло, что вы сейчас здесь. Так не тратьте времени попусту, слушайте со вниманием и примените в будущем на практике все услышанное.

OM


Перевод с английского.
Редакционная группа: Бросалина Е.К., Талицкая Е.Е., Соловкова Д.А., Карасева В.П., Голубев Г.Ю.
Ответственная за издание Карасева В.П.
Издательство благодарит Филиппова Александра Евгеньевича за оказание финансовой помощи в издании книги.
ISBN 5-87383-067-3.
Подписано к печати 20.11.96
ИЧП "Лакшми", Санкт-Петербург
© Координационный комитет России центров Саи, Санкт-Петербург, 1996