Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1972

Летние ливни в Бриндаване '72

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Шри Сатья Саи Баба – Аватар нашей эпохи, Великий Учитель современности. Он родился 23 ноября 1926 года в небольшой деревне Путтапарти, штат Андхра Прадеш в Южной Индии. Слово Шри Сатья Саи Бабы, изданное на русском языке, до недавнего времени было редкостью. Мы хотим, чтобы вы, читая эти книги, могли приобщиться к Истинным Знаниям, без которых немыслимо существование человека, и благодаря этому обрели Счастье и Мир и поделились этим Счастьем и Миром с теми, кто рядом.

Ом Шри Саи Рам


Содержание
Введение. Миссия Бхагавана
Предисловие
Глава 1    Обращение к студентам
Глава 2    Истины Вед – достояние всего человечества
Глава 3    Природа человеческого разума
Глава 4    Чему нас учат упанишады
Глава 5    Природа истины
Глава 6    Кама и Кродха
Глава 7    Пуруша и Пракрити
Глава 8    Уроки Гиты
Глава 9    Путь бхакти
Глава 10  Медитация
Глава 11  Судьба и божественное благоволение
Глава 12  Самоконтроль и отречение
Глава 13  Шанкара-джаянти
Глава 14  Обычаи и характер
Глава 15  Временное и непреходящее
Глава 16  Почитай своих родителей
Глава 17  Гнев – наш злейший враг
Глава 18  Путь преданности
Глава 19  Двайта, Адвайта и Вишиштадвайта
Глава 20  Божественная любовь – как солнечный свет
Глава 21  Радость и боль
Глава 22  Знание и смирение
Указатель имен и терминов



Введение

Миссия Бхагавана

   Философия – это масло, сбитое из сливок знания. Устремления и идеалы людей меняются в зависимости от места и времени, но так как именно они решают, какие аспекты знания включать в этот процесс сбивания, результат его часто оказывается неполным, неадекватным и противоречивым. В целом формулировать основы философии помогают религиозные верования, духовные практики, народные представления, обычаи и традиции, методы образования, формы искусства и т.д.

   Уверовав, что мир, познаваемый в состоянии бодрствования, реален и что высшей целью жизни является достижение счастья в этом мире, человек принимается за накопление инструментов, символов и орудий этого счастья. По собственному вкусу и согласно своим склонностям, подчиняясь диктату своего разума, человек формирует идеалы, принципы, институты, законы, которые призваны служить опорой этому счастью. Этот опыт лежит в основе философии, которую можно назвать "Западной".

   Биться в волнах радости и горя, которые то поднимаются, то падают в этом видимом мире; позволять уносить себя потоку желаний, которые сводятся к поискам пищи, жилища, комфорта и наслаждения; и, наконец, оказаться в пасти у смерти, – можно ли в этом усматривать цель человеческой жизни? Подумайте о том, что сейчас происходит: прикрываясь именем прогресса, искусство вырождается в чувственное и аморальное увеселение; развитие образования не накапливает в обществе почтительности и смирения, а ведет к неповиновению, самонадеянности, безудержному произволу. Предана забвению истинная цель образования – совершенствование личности и преумножение добродетели. Вместо этого культивируются идеи материального успеха, самовозвеличения, высокого уровня жизни. Законы, правила, постановления, указы рождаются во множестве, но нет никаких признаков искоренения бесправия и ограничения несправедливости. Алчность не знает предела. Прогресс в науке имеет место, но он идет в ногу не с укреплением благополучия и мира, а с невиданным ростом насилия, напряженности и тревоги. Человек, с присущим ему тысячеликим любопытством, исследует и утилизирует внешний мир, но внутренний мир – основа всех основ остается в забвении и пренебрежении.

   Человеческая жизнь – это сочетание мирского и духовного. Но плоть в наши дни ублажают и балуют, в то время как дух предан забвению. В результате ни личность, ни общество, ни нация не имеют надежды обрести мир и безопасность. В основе Творения – смесь истины и лжи, радости и горя, тепла и холода. Считать, что может существовать только правда или только радость, только неправда или только горе – это значит идти наперекор Природе. Невозможно вырвать с корнем всю правду, но так же невозможно искоренить и всю ложь, освободив мир от горя и страдания. Бремя неправды и агония горя и боли могут быть облегчены, однако, лишь в меру устремленности к возвышенным идеалам, которую проявит человек, и способности приложить усилия, чтобы применить их на практике.

   Пока человек живет на уровне животного, концентрируя все свои таланты на том, чтобы обеспечить себе пропитание, жилье и удовлетворить другие физические и материальные потребности, он не сможет избавиться от поселившегося в его сердце беспокойства. Поэтому нельзя пренебрегать путем Дхармы, или Праведности, который обеспечит внутреннее очищение и гармонию.

   Что же такое Дхарма? Это строй жизни, продиктованный высокими, дорогими человеку идеалами, определенным уровнем его достижений, положением личности в обществе, осознанием себя и своего места в этом мире. Простое знание того, что "Я человеческое существо", не выведет человека на путь Дхармы. Люди, которые довольствуются только этим знанием, обречены жить только для того, чтобы насыщаться, спать и в страхе бежать от опасности. Знать, что "Я есть человеческое существо" – лишь половина правды. "Я не животное" – вторая ее половина. Человек снова и снова должен напоминать себе, кем он является и кем не является. Когда это делается, когда все его поступки полностью согласуются с этим знанием, только тогда он сможет с полным правом назвать себя Человеком.

   Когда человек устремляется к постижению своей реальности, то в процессе своего исследования он должен избегать грубой ошибки – осуждать точки зрения, дорогие другим людям. Неверно было бы отрицать их обоснованность. Человек должен принимать в расчет все аспекты, учитывать все мнения, поскольку не существует четко очерченной границы между твоим и моим, между тем и этим. Истина – это знание, а знание безгранично. Истина может быть открыта только путем анализа сложной совокупности фактов и явлений.

   Культура Индии – это плод из поколения в поколение накапливаемого опыта в познании Истины и результат безграничного Знания, которое открывается благодаря видению мудрых. Когда студентам однажды предоставляется счастливая возможность познакомиться с этой культурой, войти в контакт с теми, кто является ее живым выражением и воплощением, приобщиться к ее многообразным проявлениям, все сомнения относительно нее исчезают из их сознания. Это правда, что люди, слишком ленивые, чтобы учиться, и не признающие истинности учения Веданты об относительной реальности мира, воспринимают индийскую культуру в лучшем случае как фикцию, на которую не стоит тратить время. С такими людьми мы не собираемся спорить. Они не имеют ни малейшего представления о том, что Веданта – это их собственная история. Животные не осознают, что они живые, они живут, ничего не зная о жизни. Если и человек проводит жизнь подобным образом, он не лучше, чем простое животное.

   Ваши предки впитывали с молоком матери представление о добродетели и высокие нравственные идеалы. В результате они твердо держались праведного и достойного пути. Они старались помогать друг другу, соединяли усилия, чтобы поддерживать других, проявляли сочувствие, когда кто-то страдал от тяжелых потерь и несправедливости. Они не позволяли чувствам ненависти, мести и ожесточения замутить их сознание. Они знали, что главный их долг – действовать во имя общего блага.

   В наши дни те, кто с гордостью и упоением говорят о достигнутом человечеством громадном прогрессе, и с важностью разглагольствуют о собственных ничтожных победах, своим поведением демонстрируют абсолютное незнание высоких моральных принципов, которым следовали их предки. Какова же причина того, что из жизни нынешнего поколения исчезли возвышенные добродетели былых времен – сострадание и взаимопомощь, мир и счастье – все, что преобладало когда-то? Мы не делаем никаких усилий, чтобы разобраться в этом.

   Может ли правитель, объявивший себя главой государства, исполнить желания всех своих подданных? Да он бессилен исполнить даже свои собственные желания! Если он захочет следовать лишь своим прихотям, ссылаясь на свои права Властелина, подданные сбросят его с трона. Как бы ни был высок авторитет личности, она обязана склонять голову перед законами и ограничениями, принятыми для того, чтобы обеспечить нормальную работу механизмов власти. Законы могли быть приняты самим правителем, но, однажды объявленные и провозглашенные, они обязывают и его самого неукоснительно им следовать – так же, как и его подданных. Если же правитель начнет действовать в противоречии с законом, подданные также начнут вырываться из-под власти законов и установлений, которые регулируют их деятельность и поведение. И результатом этого станет анархия. Ибо, как говорится, "каков правитель, таковы и подданные". Поэтому законодатель обязан подчиняться закону. Тот, кто издает указ, сам должен уважать его. Именно таков драгоценный урок, который, как светильник мудрости, преподносит нам "Рамаяна" – выдающееся достижение культуры и истории Индии.

   Студенты должны изучить великие памятники индийской культуры и приобщиться к высоким идеалам, которые они воплощают. Обогатив и очистив тем самым свой интеллект, наши студенты смогут передать это идейное богатство другим нациям мира. Это явится для них самих спасительной акцией, и они будут вести за собой других, указывая им путь к Истине. Ставя перед собой цель – открыть студентам истину, помочь освободиться от пагубных идей, которые гнездятся в их сознании как результат повального увлечения новизной; искоренить ложные убеждения и фантастические домыслы, которые мешают им здраво рассуждать, – мы, побуждаемые желанием привнести в чистые, стойкие, лишенные тщеславия сердца студентов мир и счастье, столь характерные для жизни их предков, пригласили мудрых учителей неоценимого опыта преподать молодежи моральные, этические, духовные, природные и мирские истины.

   Если подобный священный ритуал, яджня, будет устраиваться каждый год, современная молодежь сможет легко понять и оценить не только культуру Индии, но также и мудрость, накопленную другими народами земли. Тем самым она избавится от чувства собственной отчужденности и изолированности от других; она будет духовно оснащена и проявит готовность примером своей жизни продемонстрировать Истину, открывшуюся ей. С верой в это и во имя этой веры и был задуман и организован наш Летний курс, посвященный Индийской Культуре и Духовности.

   Пусть это начинание одержит победу! Пусть несет оно всем Защиту, Мир, Счастье и Процветание!

БАБА

OM


Предисловие

   Хорошо известно, как много пробелов существует в системе современного образования и как нелегко в настоящее время их восполнить, разрешив все проблемы, встающие перед студентами. Лишь очень немногие учебные комиссии и центры сочли своим долгом обнародовать трудности, касающиеся методик обучения, массового наплыва информации, экзаменационной процедуры, статуса студента и преподавателя и заявить о необходимости проведения реформ в структуре университетского образования. Объединенная университетская комиссия образовала несколько комитетов, которые выработали обновленные программы по ряду предметов, а также наметили формы и методы разрешения проблем, связанных с образованием. Были выпущены отдельные руководства, учитывающие национальную специфику обучения, в которых была дана общая ориентация для деятельности будущих выпускников, касающаяся восстановления индийской культуры.

   Пристального внимания преподавателей заслуживает пересмотр самой цели высшего образования. Учебная комиссия Котари в своем сообщении подчеркивала, что главная роль образования – его этическое и духовное воздействие на формирующуюся личность студента. Эта проблема переоценки ценностей, заключенных в образовании, должна быть решена как можно скорее.

   В некоторых странах насаждаются методы обучения, полностью подчиненные политическим и экономическим интересам государства. Образование в древней Индии, несмотря на все свои достоинства, было уделом избранных и становилось доступным только для ограниченных слоев населения. В период колониальной системы возродились понятия о ряде общечеловеческих ценностей – таких, как наука, любовь к свободе и справедливость. Однако образование не пыталось преодолеть человеческое эго и не способствовало развитию личности и мировоззрения.

   Национальная система образования в Индии не может оставаться в этих узких рамках. Знания, приобретаемые в любой области – естественнонаучной, социальной, гуманитарной, – должны сопровождаться развитием духовности. В настоящее время научные дисциплины идут на поводу у той философии, которая не подчеркивает необходимость духовного роста. Целью получения образования в Индии должно стать построение общества, основанного на любви и сотрудничестве, на объединении каст, сообществ и вероисповеданий в единое целое через осознание бессмертия души и равенства всех живых существ в царстве духа.

   Суть и ядро философии Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы – это Любовь и Высшее Блаженство, доступные каждому человеческому существу. Отметая все мнимые различия, она провозглашает братство людей как сынов Божьих. Она призывает к торжеству Истины, Справедливости, Любви и Мира в каждом индивидууме, в каждой семье, в каждой нации и в целом мире. Чтобы возродить покоящуюся на этих четырех столпах истинную человеческую природу и воскресить индийскую культуру, Бхагаван организовал Летнюю Духовную Школу, на которую пригласил группы студентов и учителей из разных колледжей со всех штатов Индии. Каждый курс читается выдающимися преподавателями, мыслителями, администраторами, хранителями классического образования, а также преподавателями искусства. Этот курс включает лекции по индуизму и другим религиям, Веданте и другим философским системам, науке и ее влиянии на культурное наследие страны; о мистиках и святых разных стран. Изучение этих и многих других вопросов призвано воспитать в студентах качества, столь необходимые сейчас истинно образованному человеку. Как практическое дополнение к лекциям предусматриваются занятия бхаджанами, медитацией, хатха-йогой, саморегуляцией, а также разработанная программа социальной поддержки жителей окрестных деревень.

   Сам Бхагаван каждый вечер проводит беседу со слушателями проясняя и расширяя некоторые вопросы, обсуждавшиеся на дневных занятиях, и в своей неповторимой, мягкой и простой манере, используя многочисленные примеры и иносказания, осуществляет великую миссию Любви. Эти беседы послужат назиданием для всех вас, и Его обращения к студентам достойны внимательного изучения и осмысления всеми, кто заинтересован в духовном подъеме нашей молодежи. Эта книга может считаться введением к Учению Аватара нашей эпохи – Учению, призванному возвысить дух всего человечества.

OM


Перевод с английского Кирпичниковой О.В.
Редакционно-издательская группа: Талицкая Е.Е., Соловкова Д.А., Карасева В.П., Голубев Г.Ю.
Ответственная за издание Карасева В.П.
ISBN 5-87383-067-3
Подписано к печати 20.01.1997 г.
© Sri Sathya Sai Books and Publications Trust, Prasanthi Nilayam P.O., 515 134, Anantapur Dist., (A. P.), India
ИЧП "Лакшми", Санкт-Петербург
© Координационный комитет России центров Саи, Санкт-Петербург, 1997.