Вы на странице: ГлавнаяМата АмританандамайиУчение

Как преодолеть страх

ом

Было около четырех часов вечера, все сидели перед старым храмом. Молодой адвокат задал Амме вопрос. “Амма, кажется, страх представляет неотъемлемую часть человеческого бытия. Люди боятся всего: своей работы, беспокоятся о безопасности своей семьи, испытывают страх перед другими существами и обществом. Человек создал целый мир страха вокруг себя. Как это могло произойти? Какова причина этого, и как преодолеть эти страхи, которые разъедают изнутри всю красоту жизни?”

Мы вновь возвращаемся к неведенью. Неведенье нашего истинного существования в Боге или Атмане является причиной все страхов. Внешняя жизнь человека, независимо от того, что он делает для существования его тела, должна быть проживаема в соответствии с его внутренним существованием. Должно быть совершенное равновесие. Если человек предает больше значения своему телу, как он делает сейчас, и пренебрегает своей душой, он начинает волноваться и беспокоиться, ревностно цепляясь за ложную защищенность.

Был великий Мастер, которого почитали сотни тысяч людей по всему миру. Людей изумляла его чистота, его невинность и глубина его мудрости. Он изменил жизнь многих людей через красоту своего учения, и любовь и сострадание, которые он проявлял. Из любопытства его ученики и преданные просила его открыть источник своего знания и чистоты. Но Мастер только говорил им: “Это все находится в книге, которую вы найдете после того, как я покину это тело”.

В один день Мастер оставил свое тело. По прошествию несколько дней, его ученики начали поиск упомянутой им книги и нашли ее. Между обложками была только одна страница и одно предложение, написанное на ней. В ней было сказано: “Дорогие, познайте различие между емкостью и содержанием, и истинное знание расцветет в вас, рассеивая весь страх и тьму”.

Дети, тайна заключается в знании, что тело является емкостью, и что содержание (душа) отлична от емкости. Молоко отлично от сосуда, в котором находится. Сосуд не является молоком, молоко - не сосуд. Самопознание устранит все ненужные страхи.

Как человеческие существа мы нуждаемся в пище, одежде и пристанище. Это понятно. Эти три вещи являются главными заботами тела, и мы беспокоимся о комфорте тела. Но чем является тело? Откуда оно происходит? Какая сила проявляется через тело, заставляя нас так любить его? Немногие задумываются над этим. Люди верят, что тело является всем, и что нет ничего за телесным существованием. Такое отношение вызывает невероятную привязанность к телу и его безопасности.

Ваша привязанность к телу вызывает страх касательно всего в вашей жизни. С увеличением этой привязанности к телу, увеличивается также эго с одновременным увеличением вашего страха. Привязанность к телу вызывает вашу привязанность к эго, потому что вы верите, что ваше тело является самым ценным из того, что у вас есть. Вы хотите защитить его от всего, что может причинить ему вред каким-либо образом. Вы думаете, что защита тела является единственной сохранностью в жизни. Какая это жалость! Мы не понимаем, что жизнь тела зависит от души.

Природа обоих, тела и души, должны быть верно поняты. Тело- предмет постоянного изменения, тогда как душа неизменна. Без неизменной души как его содержания, меняющееся тело не могло бы существовать. Вечно меняющееся тело является переходящим, тогда как неизменная душа неувядаема. Неувядаемая душа является силой жизни, она - главный корень, поддерживающий древо жизни.

Наша проблема в том, что мы предаем слишком большую важность внешнему, проявленному телу и совершенно забываем о непроявленной Сущности, источнику нашего существования. Вы можете попытаться обосновать это, говоря: “Я вижу только тело, а не душу, поэтому я предаю такую важность телу. Как я могу верить в душу, которая невидима?” Но это подобно словам: “Я могу видеть дерево, как я могу верить в корни, которые невидимы невооруженному глазу?” Ни один разумный человек не сделает такого утверждения.

Скажем, вы смотрите на бескрайний океан. Его вид вызывает в вас трепет, и вы думаете: “Как удивителен и безграничен океан! Он настолько непостижимо глубок и обширен”. Но вы можете видеть только поверхность, вы не можете видеть мир, существующий за поверхностью, не можете видеть под землей. Было бы неразумным говорить, что мир за поверхностью и дно океана не существуют только потому, что они невидимы оттуда, где вы стоите? Самого существования поверхности океана достаточно для доказательства существования лежащей в его основе земли. Без основы поддерживающей его, море не может существовать. Но даже без воды, земля существует.

Для того чтобы увидеть и испытать мир под океаном и лежащую в его основе землю, вы должны погрузиться за поверхность. Вы должны погрузиться глубоко в океан. Подобным образом, для осознания души человек должен выйти за пределы тела и проникнуть глубоко в свою Сущность.

Так же, как мы ощущаем чувство изумления при виде обширности океана, если мы могли бы только ощутить такое же чувство благоговения и изумления, когда мы смотрим на всю природу и ее бесчисленные проявления, мы никогда бы не были скептичными о внутренней жизни, существующей как единая Основа проявленного мира.

Страх человека вызван неведеньем о своей душе, жизненной силе и основе его бытия. Он верит, что он должен забоится только о своем физическом существовании, что жизнь относится только к телу и не к чему другому. Это его понятие жизни, в действительности, вся его жизнь строится вокруг этого непонимания. Предавая все свое внимание телу и эго, следующим шагом становится его безопасность. Он выстраивает крепость ложной защиты вокруг себя. Он держится за своей дом, работу или бизнес, статус в обществе, семью и свою неисчислимую собственность как формы защиты. Он думает, что жизнь состоит из цепляния за эти внешние “защиты”, и что без них и без его тела и эго, нет ничего для существования. Для него вся жизнь может быть выражена в двух словах: тело и привязанности. Но это не его вина, так как для него существование тождественно существованию тела, и для своего тела ему необходимы все эти ложные защиты. Бедный человек, он совершенно забыл свою внутреннюю жизнь.

Подлинная жизнь развивается изнутри. Подлинное бытие означает, что душа выражает себя через все свои мысли, слова и действия. Человек становится бесстрашным, когда он понимает природу бессмертной души.

Однако на этом этапе он знаком только с тленным телом, что увеличивает его страх и ведет его ближе и ближе к смерти, которая является его величайшим страхом.

Смерть присвоит все, все, чем он обладал и считал своим. Смерть - величайшая угроза для человеческого существа. Никто не хочет умирать. Само упоминание смерти вызывает сильный страх. Но смерть – лишь переживание, как любое другое”.

Когда Амма говорила, ее слова, словно, принимали крылья, как если бы они собирались взлететь, унося слушателя с собой. Ее слова и выражения никогда не звучат как исходящие от человека, личности. Они резонируют, как если бы проявлялись из глубокой пещеры, из древнего, неизвестного источника. Слова Аммы действуют как средство, которое ведет слушателя к более глубоким сферам духовного мира.