Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

ГУРУПУРНИМА

"Проявите божественное, находящееся внутри вас"

20 июля 1997 г.

Каждый человек несет в себе божественную основу. Его физическое существование, его родители, давшие ему рождение, мир в котором он живет – все это преходяще. Древние мудрецы с их совершенной мудростью утверждали славу духовной жизни, величественность путешествия внутрь себя и отсутствие каких бы то ни было взаимоотношений, связывающих личность.

Санскритская шлока устанавливает человеческие ценности как единственные, касающиеся человека. Неизменной вечной истиной является мать. Мудрость, которая раскрывает недвойственную природу Бога в человеке – это отец. Дхарма, или праведность, – это непоколебимый брат. Дхарма – это сам Бог. Древние описывали Раму как воплощение дхармы. Дайя, или сострадание, – постоянный спутник. Будь это демон или ангел, умная личность или слабоумный, сострадание несомненно освобождает. Шанти, или покой, священен как жена. Терпение – это сын, главный инструмент, помогающий человеку в его освобождении. Все эти качества – всего лишь разные пути обращения к Богу. В Бхагавад-гите Бог описан как мать, отец, родственник, друг, богатство, знания и всё остальное.

Весь космос – это форма божественного. Первооснова Брахмана пребывает в каждом атоме и в каждой клетке. Это основной принцип, лежащий в основе громадных гор, гигантских деревьев, насекомых, птиц, зверей, пищи, воды и воздуха.

Солнце, луна, небо, природа, человеческая жизнь, многочисленные собрания преданных, собирающихся здесь в зале Саи Кульвант, и Саи, наделяющий их здесь духовной мудростью и универсальной истиной, всё это – проявление Брахмана.

Бог является могущественной силой, пребывающей в природе и в каждом человеческом существе. Бог и какая-то конкретная личность, Бог и природа не являются чем-то разным. Они – одно и то же.

Пребывая в истине, нет нужды следовать по какому-нибудь духовному пути в поисках Бога. Человек игнорирует свои собственные возможности, и его величие остается скрытым от него. Он остается несведущим и не понимает большей истины, чем та, в которой он пребывает. Он настолько углубился в свое невежество, что воспринял свое положение как невежественное и слабое.

Ученые, после многотысячелетних опытов, предложили атомную структуру всех вещей в мире. Ведантисты (святые мудрецы) тысячи лет назад осознали единство вещей в том, что все они – воплощение божественного. Различны только имена и подходы, используемые наукой и духовностью. Они выражают по существу одну и ту же истину.

Брахман является энергией, которая пронизывает всё. То, что вы идентифицируете как отдельно взятую материю, позже трансформируется в энергию. Энергия остается незамеченной чувствами или сознанием. Но это – основа. Даже в человеческом теле сейчас зарегистрировано это преобразование материи в электрическую энергию, свет, радиволны и рентгеновское излучение. Здесь на столе есть сосуд, а стол в свою очередь поддерживается полом. Одно зависит от другого. Основой всех форм энергии является Сам Бог.

Философы считают феномены проявлением сверхъестественной силы; ученые говорят о высшей, психической и биокосмической энергии. Через работу сознательной силы, концентрации, медитации и самадхи мы можем понять сущность этой скрытой Атмы.

Задача духовности – это отождествление Бога как совокупности всех личностей, всей материи и всех форм энергии, и слияние с Ним. Кто-то может задать вопрос: "Как это может быть, когда Бог представляется не имеющим формы?" Главное допущение этого возражения – то, что только схожие вещи могут объединяться, как например вода с водой и ветер с ветром. Подобное истинно в случае с огнем, илом и т.д. Принимая этот принцип, если Бог представляется как нечто бесформенное, преданный также должен стать бесформенным. Смысл этого заключается в том, что он должен забыть о своем сознании тела. Через медитацию он может отбросить привязанность к телу и слиться с Богом.

Бог также может быть описан в восьми различных аспектах, таких как звук, движение, свет, речь, вечное блаженство, сверхсила, иллюзия и изобилие. В этой системе воззрений, если Бог есть парамджьёти, то тогда личность, ее свет жизни может озаряться через это и испускать свет. Накануне Дипавали – фестиваля огней – свет огромной свечи зажигает все другие огни. Постигая этот опыт, поймите природу Бога и слейтесь с ним.

Бхаджан, джапа, медитация, тапас, ягна и ритуалы – это благая физическая деятельность. Этим не исчерпывается духовный опыт. Истинная духовность означает непосредственную связь сердец, которая прямо возносит к недвойственной тождественности с Богом. Это не обесценивает духовные практики, которые существенно ритуалистичны. Они приносят положительный результат на пути от дуализма к недвойственности. Но для достижения еще нужно будет пройти большую часть пути.

Возможности тела требуют некоторого отдельного внимания. Это генератор. Металлические компоненты тела выражаются пятью элементами. Когда такие кислоты, как тамаринд (индийский финик), лайм, яблоко или апельсин вводятся в систему, телесный генератор активируется и приобретает важное значение. В теле существуют собственные радио и телевизионные системы, благодаря которым связь становится возможной.

Наиболее распознаваемой системой в теле является магнитная система – сила привлечения. Это объясняет все человеческие взаимоотношения. Имя Рамы происходит от Его силы привлечения – "Рамети Рамаха". Если люди собираются здесь в Прашанти Нилаяме, они привлечены божественным магнетизмом Бхагавана. Пчелы самопроизвольно тянутся к нектару в цветках, пластмассовые цветы не могут привлечь их. Сладость, привлекающая человеческие существа – это любовь.

Ребенок, рожденный родителями, имеет внешний вид и качества своих родителей. Личность, рожденная в среде природы, имеет несомненные качества, подаренные ему природой. Созданный Богом, человек проявляет несомненные божественные качества. Выражать, проявлять и разделять эту божественность является наиболее естественным для человека. Энергия может измениться из одной формы в другую, но она не может быть создана или разрушена. Например магнитная энергия превращается в электрическую энергию, свет, атомную энергию и т.д. Величие божественной энергии в том, что она неизменна – Брахман, Атма и атом являются синонимами.

Наука только прикоснулась к границам знаний о человеке. С этим малым знанием она задается вопросом о правильности великих откровений, испытываемых в духовной области. Задолго до начала нашего цикла юг Прахлада знал и предлагал эту мудрость о единстве Бога.

Он никогда не говорил, что Бог есть здесь и его нет там. Он везде. Он присутствует в микрокосмосе и в макрокосмосе. С этим великим пониманием и осведомленностью Бога он оставался постоянно наслаждающимся блаженством божественного. Он был абсолютно лишен страха. Ни катящиеся с горы камни, ни встреча с нагруженным слоном никак не воздействовали на него. Ядовитая змея была всего лишь украшением на его шее. Он поднялся над привязанностью к телу и стал абсолютно бесстрашен.

Пастушки выказывали ту же мудрость, несмотря на то что у них не было никакого мирского или духовного образования. Они пели о Кришне:"Ты утонченнее атома, больше чем наибольшее. Проявляющийся в 8.400.000 видах, как мы можем понять Тебя!" Они осознали скрытую силу внутри них. Правильное использование этой энергии умножает ее. Когда вы зачерпнули воду из колодца, вода заполняется снова. Когда вода течет, свежая вода постоянно замещает ее. Черви порождаются в застойной воде. Деньги и знания, когда они разделяются с благотворительностью, растут.

Современный человек потерял видение своей скрытой энергии. Сейчас она должна открываться. Нет энергии без Бога. Для раскрытия скрытой энергии внешних садхан, таких как медитация, покаяние и благотворительность, не доставточно. Он должен учиться отделять себя от привязанности к телу и уму. Он должен воспринимать несчастья и счастливые события своей жизни одинаково. Он никогда не должен ликовать по поводу своих достижений или впадать в депрессию из-за своих потерь.

Сегодня Гуру-пурнима. Что вы понимает под словом "гуру"? Гуру – это не тот, кто учит вас таким предметам, как математика, физика, химия и др. Те, кто учат вас этому, являются вашими преподавателями. Также это не тот, кто обучает вас мантрам; и не тот, кто удаляет ваше невежество. Он является всеми ими и даже больше. Корень "гу" обозначает "по ту сторону свойств", а второй слог "ру" обозначает "бесформенный". Так что только Бог является Гуру в этом смысле. Он единственный, кто показывает цель; глубоко искренний и чистый в Себе Самом.

Учителя других видов знаний не будут соответствовать этой высокой оценке. В индийской традиции существует по меньшей мере двое ачарьев, которые потеряли это высокое признание. Это Шукрачарья и Дроначарья. Они были, вне всякого сомнения, учеными, одаренными глубокой интуицией и пониманием. В крита-югу, когда Бали пытался пообещать Вамане, аватару Вишну, то, о чем Он спрашивал, Шукрачарья вмешался и предупредил его о надвигающейся опасности. Но Бали, который знал своего гостя как Самого Нараяну, отказался от уговоров, так как обещал свой дар Вамане. Он не послушался совета своего учителя, известного всему миру.

В двапара-югу Дроначарья, учитель пандавов и кауравов, имел особое расположение к Арджуне и доверял свои лучшие знания только Арджуне, и никому больше. Таково было его пристрастие к Арджуне. Во время одного из его выходов в лес Арджуна обнаружил племенного лучника, который убивал животных, просто выпуская стрелу в направлении звука, производимого животными. Арджуна был заворожен его великим искусством. Это был Экалавья, который заявил, что он изучает свое искусство стрельбы из лука, мысленно представляя Дрону и получая милость от него как от своего гуру. Видя, какое впечатление Экалавья произвел на Арджуну, Дроначарья обратился к Экалавье за гуру-дакшиной и попросил в качестве платы за обучение его большой палец на правой руке, таким образом лишив его возможности быть лучником. Пристрастность Дроны царевичу Пандавов заставила его вести себя неподобающим образом. Совершив это, он глубоко сбился с пути мудрости духа. Один только Бог может иметь величественный статус Гуру, поэтому предайте себя Богу.

Гуру-пурнима посвящен святому мудрецу Вьясе, который считается воплощением Вишну. Своей прилежной ученостью он систематизировал четыре Веды, написал бхашьи (комментарии) для священных книг и сочинил большое число пуран для представления мудрости священных книг в доступной пониманию форме. Считается, что тысячи лет назад он довел свою миссию до счастливого завершения в этот благоприятный день. Он почитаем всеми как Гуру.

Пурнима – это день, когда полная луна сияет в своем максимально возможном блеске. Луна всегда является главенствующим божеством сознания, поэтому пусть каждый из вас наполнится сегодня чистыми мыслями и священными чувствами.

Святой Рамадас однажды описал человеческую жизнь как укрепленную семью фортами, которые являются семью слабостями человека, такими как гнев, жадность, зависть и т.д. Бог находится в центре человеческого сердца. Наилучший способ попасть в сад и достичь Бога – это выпустить из рук ветви дерева и освободить себя от груза желаний.

Бог не находится отдельно от вас, поэтому осознавайте недвойственность или единство с Богом. Бхакта Мира считала свое сердце храмом Бога. Храм, построенный раной (царевичем), ее мужем, не имел значения, так же как не имело значения ее намерение совершить паломничество по святым местам. Ваше тело – это храм Бога; свет недвойственности, любовь и блаженство – всё это находится в вас самих. Нечего бояться, стойко придерживайтесь Бога. Чтобы вы ни делали, делайте это для Бога. Ваша совесть – это Бог, и до тех пор, пока вы руководствуетесь ней, вы никогда не ошибетесь.

Бог – ваш Гуру, несмотря на то, что Он известен под разными именами и формами в разных местах. В соответствии с нравами людей Его форма принимает различные очертания. Но Его божественность всегда одна и та же. Как в случае с безвкусной мукой, когда вы добавляете сахар и готовите разные сладости, так и соединяясь с Богом, обретайте спасение и делайте добро.


Перевод с английского: В.Вернигора.