Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

Выступление Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы

СЛУЖЕНИЕ, ЛЮБОВЬ И ЖЕРТВЕННОСТЬ

Дата: 7 марта 1997
Место: Саи Кулвант Зал
Событие: Махашиваратри

Индивидуальное "я" - это всегда Вечное Я" (Шивам),
Шивам - это Дух, живущий внутри человека,
Только тот воистину знает свое "Я",
Кто осознает это единство, и никто другой.

Воплощения Божественной Любви!

Только тот, кто осознает, что нет разницы между Шивой и индивидуумом, является знающим свое "Я" (Атма-Джнани).

Ученые разными способами пытаются объяснить тайну творения. Духовная наука также объясняет тайну творения разными способами. Что бы ни говорили, то, что мы постигаем - это атом. Без атома не может быть вселенной. Скалистые горы, деревья в лесу, воды океана, почвы земли, плоть и кровь человеческого тела - все это состоит из атомов. Ни один объект невозможно было бы воспринимать, если бы в нем не было атомов. Пища, которую вы едите, вода, которую вы пьете, земля по которой вы ходите - все состоит из атомов.

Когда вы исследуете природу атома, вы понимаете, что весь мир состоит из атомов.

Веды описывают божественное как "более тонкое, чем самый тончайший атом, и более огромное, чем самый огромный объект" ("Аноранейан махатхо махейан").

Многие считают атом невидимым для глаза. Это неверно. Атом состоит из частиц, которые невидимы.

Мудрецы древности считали, что Божественное содержится в атоме. "О Господь! Ты гораздо мельче, чем атом, и огромней, чем самый огромный объект. Говорят, что Ты проявляешь себя в 8 400 000 видов живых существ во вселенной и присутствуешь повсюду в космосе. Как же можем мы познать Тебя?" (Свами спел песню на телугу).

В течение тысячи лет ученые пытаются исследовать природу атома. Но много лет назад маленький мальчик Прахлада знал, что Бог присутствует в атоме и провозгласил эту истину. Он убежденно говорил своему отцу: "Нисколько не сомневайся в присутствии Божественного во всякой вещи. Господь пронизывает все. Ты можешь найти Его везде, где бы ты ни искал Его!" (Стихотворение на телугу).

Молодые люди должны осознать превосходство духовной силы над силой технологии.

НАУКА И ВЕДЫ

Пранава мантра (Ом) содержит в себе силу Шивы и Шакти. Эти две силы, Шива и Шакти, соответствуют тому, что ученые называют электроном и протоном (две составляющие атома). Протон формирует ядро атома. Электрон движется с большой скоростью вокруг протона. Веды описывают это явление по-другому. Они говорят о том, что Шива и Шакти неразрывно связаны друг с другом. Это соответствует взаимосвязи между электроном и протоном. Электрону и протону предшествует частица, известная как нейтрон. Это соответствует тому, что Веды называют "Сат". В обычном понимании "Сат" считается сияющим. Это неверно. На самом деле, "Сат" означает темноту. Из этой темноты рождается свет. Из темноты, называемой "Ашанти", приходит сияние "Прашанти". Поэтому темнота называется "Тамах". Одно из значений "Та" - это "нектар". Другое значение - это "гарбха", или лоно. Это лоно называется учеными "пространством". Второй слог "мах" означает яд, или Время. Таким образом, слово "Тамас" обозначает пространство и время, которые являются определяющими факторами человеческого ограничения.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ САГА

Каково происхождение человека? В начале существует только "гарбха", или пространство. В этой гарбхе (лоно или пространство) зарождается человеческая жизнь и имеет форму пузырька на седьмой день. На 15-й день она принимает форму эмбриона. На 30-й день она становится плодом. На 60-й день формируется голова. На 210-и день плод начинает движения жизни. На 240-й день тело полностью сформировано. На 270-й день ребенок выходит в мир. Веды говорят о том, что пространство и время являются важнейшими факторами человеческого рождения.

Вместо того, чтобы понять чудо человеческого существования, люди тратят свои жизни на погоню за преходящими мирскими удовольствиями.

Хотя внешне может показаться, что существуют различия между данными науки и тем, что говорят Веды, по существу разницы нет. Веды открывают многие истины, не обнаруженные наукой. Наука не открыла многие истины, провозглашаемые в Ведах.

Люди должны пытаться узнать, сколько божественных сил присутствует в человеке. Индивидуум (Дживи) и Бог не отличаются друг от друга. Индивидуум, однако, за счет своей привязанности к телу ведет мирское существование. В тот день, когда человек разовьет любовь к Духу, он осознает единство отдельного человека и Бога.

Люди должны понять истинную взаимосвязь между внешним феноменальным миром и внутренним миром Духа. Внешний мир является отражением внутреннего существования. Все счастье, которое человек ищет во внешних объектах, находится в нем самом.

ОБЛАКА, РЕКИ И ОКЕАН

Возьмем пример океана. Океаническая вода, которая превращается в пар, приобретает другую форму и качество. Она становится пресной и чистой и возвращается в океан в другом виде. Взгляните на изменения, которые она претерпевает в этом процессе. Поднимаясь вверх в виде пара, становясь облаком, сходя вниз в виде дождя, протекая в виде ручьев, она возвращается в океан в виде реки. Превращение в пар - это Сатья (Истина). Формирование облака - это Дхарма (Правильное поведение). Капли дождя, падающие вниз соответствуют каплям любви. Когда капли объединяются и образуют реку, это становится потоком Ананды (Блаженства). Этот поток блаженства растворяется в океане Милости.

Рано или поздно, то, что исходит от Бога, должно погрузиться в Бога. Это естественное предназначение всех живых существ. Получив человеческое рождение и ведя набожную жизнь, человек, в конечном счете, погружается в Бога.

Считая Бога бесформенным, некоторые ученые столкнулись с противоречиями в этом отношении. Истина заключается в том, что в мире нет ни одного объекта, который был бы бесформенным. Даже мельчайшая субатомарная частица имеет форму. Только невежественный человек может думать по-другому.

В этом заключалась причина, почему древние мудрецы поклонялись Богу в различных формах. Принимая во внимание, что все формы состоят из атомов, они распознавали Божественное во всех формах.

СВЯТОСТЬ ШИВАРАТРИ

"Шиваратри" имеет множество значений. "Ратри" означает тьму ночи. Но другое значение "Шиваратри" указывает не на темноту, а на особую святость этой ночи. В этой ночи также есть тьма. Но эта темнота наполнена благом. Причина этого заключается в том, что в этот день Чатурдаси (14-й день после полной луны) луна, которая является главенствующим божеством для ума, скрывает пятнадцать своих частей из шестнадцати. Это благоприятное время для обретения близости к Богу. (Бхагаввн спел песню на Телугу, которая превозносит дни, когда добродетельные люди собираются вместе медитировать на Бога, когда братские чувства преобладают между родственниками, когда оказывается гостеприимство странникам и когда помогают нуждающимся. Только они являются настоящими днями, все остальные дни - это дни скорби.)

Упанишады говорят о качествах Бога в терминах "Сатьям, Шивам, Сундарам". Платон считал качествами Бога Истину, Добро и Красоту. "Шивам" представляет принцип блага. С одной стороны, он связан с Истиной, с другой - с красотой.

Древние считали "Шиваратри" священным днем. Испытав блаженство в этот день, они предлагали его миру.

Люди должны осознать непостоянство мирских удовольствий и преходящую природу молодости, богатства и потомства. Люди должны обратить свой ум к вечному Богу.

ДОБРО И ЗЛО

Могут спросить: если Бог присутствует во всем, значит нет разницы между хорошим и плохим, истиной и ложью? Для человека, убежденного в том, что Бог присутствует во всем, нет плохого или хорошего. Он видит Божественное в равной степени во всем. Добро и зло существует для того, кто смотрит на все с точки зрения этих различий.

В Гите Кришна показал Арджуне, что Он был движущей силой всех событий и что Арджуна должен считать себя инструментом Бога. Когда кто-либо действует с твердым убеждением, что он является инструментом Бога, и посвящает все свои действия Богу, тот не увидит различия между правильным и неправильным. Это привязанность к телу порождает иллюзию того, что отдельный человек является делателем. Когда эта привязанность уходит, появляется осознание единства с Богом.

Нет сомнения, что тело необходимо для определенных целей. Но оно должно рассматриваться как инструмент, и все действия должны выполняться как жертвоприношение Богу.

ВЕРА В БОГА

Божественность присутствует в равной степени во всех, независимо от верований. Верующие должны жить, исходя из того, что Бог присутствует в них, и должны спасать свои жизни, действуя на основе предписаний Бога.

Некоторые ученые могут отрицать Бога, но они не осознают, что силы электрона и протона получены от Бога. Бога можно называть любым именем, но Бог один. Атеисты могут поклоняться чему-либо, не называя это Богом, но, тем не менее, Божественное будет присутствовать в этом.

Однажды люди пришли к Будде и задали ему вопрос о Боге. Будда сказал им: "Зачем вы тратите время на эти пустые разговоры? Если вам расскажут о Боге, вы не поверите. Зачем нужно тратить мое время на обсуждение этих вопросов? То, что нужно для жизни в этом мире, это Истина, Праведность и Ненасилие (Сатья, Дхарма и Ахимса). Относитесь к Истине как к Богу. Придерживайтесь Истины и вы все осознаете и поймете."

Некоторые люди спрашивают: "Как мы можем верить в Бога, если мы не имеем никакого представления о Его форме?" Но это попросту неразумно. Вот цветок. Он имеет форму, но аромат, исходящий из него, не имеет формы. Можете ли вы отрицать реальность аромата из-за того, что он не имеет формы? Аромат имеет форму, но эта форма проявляется в цветке.

ИСТИНА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ФОРМ

Возьмите, например, Прему (Любовь). Какова форма любви? Это ваша беда, если вы не распознаете ее форму. Любовь получает форму от человека, который выражает любовь. Без существа, которое бы выражало любовь, любовь не может существовать, так же аромат не может существовать без цветка. Итак, в этих примерах мы можем видеть глубинную взаимосвязь между тем, что кажется бесформенным, и источником его формы.

Давайте возьмем другой пример. Вот человек, чья форма может быть описана на языке различных физических черт. Но разве это описание в терминах высоты и веса говорит что-нибудь о его внутренних качествах, таких как терпение, миролюбие, сострадание, любовь и жертвенность? Разве эти качества не являются реальными и значимыми? Человека хвалят, в основном, за эти качества, а не за его физические черты. Бессмысленно судить о человеке только по его внешним признакам. Его не имеющие формы добродетели гораздо более важные. Когда человека судят на основе его качеств, форма не имеет значения.

АШТАВАКРА ПРЕПОДАЕТ УРОК

Абсолютная бессмысленность суждения о человеке исключительно на основе его физической формы была продемонстрирована мудрецом Аштавакрой перед учеными пандитами при дворе царя Джанаки, когда они рассмеялись, увидев скорченную фигуру Аштавакры. Мудрец рассмеялся еще громче, чем они. Когда у него попросили объяснений, Аштавакра сказал, что ученые, которые смеялись над его неуклюжей фигурой, оказались не умнее сапожников, которые судят о вещах по качеству кожи. Аштавакра сказал, что истинно мудрый человек видит Божественное во всех существах (Пандитах Самадаршинах). Те, кто судит по внешней форме, не лучше сапожников. "Я смеялся над вами, потому что мне было странно, почему император так высоко ценит вас как ученых."

Это означает, что тот, кто судит обо всем на основе внешней формы, поступает абсолютно неразумно. Бессмысленно пытаться объяснить слепому человеку природу того, что он не может увидеть. Сходным образом, как можно говорить о Боге с человеком, который не имеет внутренней связи с Богом и не стремится к Богу?

ПОКЛОНЕНИЕ ФОРМАМ

Ваша совесть Божественна. Бог обитает в сердце в качестве свидетеля. В этом заключается истина о вездесущности Бога. Чтобы познать на опыте Божественное внутри вас, в вас должны быть только набожные чувства. Чтобы обрести такие чувства, вам необходимо выполнять определенные духовные упражнения.

Бесформенному Богу нужно поклоняться в форме Рамы, Кришны или какой-то другой согласно вашим предпочтениям. Так же как воздух или вода принимают форму сосуда, в котором они находятся, точно так же Бог принимает ту форму, в которой преданный поклоняется Ему. Все формы Его.

Поклоняться Богу как присутствующему в каждом атоме и каждой клетке вашего тела - это высшая форма поклонения.

ПУТИ БОЖЕСТВЕННОГО

Воплощения любви! С помощью любви вы можете достичь всего. Человек без любви, все равно что мертвый. Служите всем с любовью. Бог одновременно и любящий, и любимый. Он постановщик пьесы, Он также и актер. (Свами спел песню на телугу о двойственной роли Бога в человеческих делах).

"Он вызовет слезы в ваших глазах,
Он утрет ваши слезы".

Как Он делает это? Когда вы погружены в мирские дела, Он вызывает слезы у вас на глазах. Когда вы погружены в духовное, Он освобождает вас от горя.

"Он сведет вас с ума.
Он освободит вас от сумасшествия.
Воистину Он - вечно
блаженный Саи".

Он делает так, что преданный становится помешанным на Свами и кричит: "Свами! Свами! Свами!" Он освобождает преданного от сумасшедшей привязанности к миру.

"Он сделает любителя наслаждений несчастным,
Он сделает несчастного счастливым".

Богатый искатель наслаждений окажется несчастным. Несчастный человек станет счастливым. Когда человек становится богатым, он заражается болезнью мирских привязанностей.

СЕМЬ МИРОВЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Сегодня мир поражен семью видами болезней. Первое: бизнес без нравственности. Это главная болезнь, поразившая мир. Второе: политика без принципов. Третье: образование без характера. Четвертое: благополучие без жертвенности. Пятое: урожай без труда. Шестое: человечность без добродетели. Седьмое: преданность без веры.

Какая польза от преданности без веры? Что толку заявлять о себе как о человеке, не обладая при этом человеческими качествами? Как вы можете ожидать урожая, не обрабатывая землю? Какой смысл в образовании, если нет характера?

Три вещи наиболее важны сегодня. Должна быть нравственность в бизнесе. Должны быть принципы (ниджаяти) в политике. Должен быть характер в образовании.

Сегодня вышеупомянутые семь болезней вызывают все несчастья в этой стране. Куда бы вы ни посмотрели, везде беспорядок, несчастье и страх. Каждый человек должен стараться освободить страну от этих мучительных болезней.

ЛЮБОВЬ - СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ

Как избавиться от этих болезней? Любовь - это единственное средство. Любовь - это Бог. Живите в любви. Когда присутствует любовь, ненависти не остается места. Несправедливость уйдет. Люди не будут опускаться до лжи. Они не будут прибегать к дурным средствам. Люди будут следовать путем праведности.

Поэтому относитесь к любви как к Богу. Будда сказал: Ахимса - высшая добродетель. Сатья Саи говорит: Только любовь является формой Бога (аплодисменты).

Любите всех. Любовь - это собственность только Бога. Она не принадлежит человеку. Это не товар, который можно купить. Она исходит из сердца. Только о ней можно сказать, что она божественна. Божественная любовь отличается от человеческих привязанностей. Она вне времени. Она вездесуща. Сделайте ее своим идеалом. Она внутренне присуща вам. Проявляйте ее должным образом. Если на дне стакана с водой есть сахар, вы можете сделать всю воду сладкой, размешивая сахар и растворяя его в воде. Сходным образом, ваше сердце - это стакан. На дне его лежит Божественность. Возьмите ложку Буддхи (интеллекта). Мешайте ею в сердце в процессе садханы. Тогда Божественное, хранящееся в сердце, будет распространяться по всему телу. Тогда каждое ваше действие будет сладким, ваша речь будет сладкой, ваша походка будет сладкой, ваш взгляд будет сладким, ваши мысли будут сладкими. Вы будете сама сладость (аплодисменты).

Осознайте, что сладость находится внутри вас. Обратите ваш интеллект внутрь и найдите там сладость, наполнив интеллект любовью.

СЛАДОСТЬ ИМЕНИ РАМЫ

Святой Рамадас провозглашал ту же самую истину, когда он пел свою песню, призывающую всех преданных разделить с ним сладость имени Рамы. (Свами спел очаровательным голосом песню на телугу). "Вот сладость имени Рамы. Попробуй его и вкуси блаженство. Не ищи глупых вещей, которые продают на базаре. Эта сладость сделана из муки Вед, смешана с молоком Великих Изречений (Махавакья) и предложена тебе древними мудрецами. Они сделали ее с сахаром внутреннего созерцания и маслом гхи чистых мыслей, удалив всякую примесь лжи." Распевание имени Рамы ничего не стоит. Зачем же вы ищете некачественные вещи и платите за них огромную цену?

Благословенное имя Рамы содержит в себе суть Вед, является целью духовных исканий и самой сутью всякой духовности. Все, что угодно, может быть достигнуто повторением имени Господа.

УСТРАНИТЕ ЭГО

Не смотрите на Шиваратри только как на ежегодный праздник. Относитесь к каждой ночи как к Шиваратри (святой ночи). Независимо от времени и места, если вы придерживаетесь священных мыслей и созерцаете Бога, вы имеете Шиваратри.

"Шивам" (Sivam) означает благо. Это призывает отказаться от эгоизма. Те, кто знает телугу, могут видеть как буква "Sa" становится буквой "Si" путем укорочения черточки в конце буквы "Sa". В отказе от эго заключается все различие между "Шивам" (Sivam) и "Шавам" (Savam), то есть телом.

Каждый человек должен стремиться разрушить эго (Ахамкару). Пока эго не разрушено, Божественность недостижима.

Давайте рассмотрим следующий пример. Вот вы, преданные, приехали сюда из дальних мест с большими затратами и беспокойствами. Кто послал вам приглашение? Почему вы приехали сюда? Вы приехали, чтобы испытать любовь Свами (аплодисменты). Свами ходит между вами с радостью и смехом и наполняет вас счастьем. Именно из-за обильной любви Свами вы притягиваетесь к этому месту. Если бы здесь преобладало эго, никто из вас не приехал бы сюда. Именно полное отсутствие эго привлекает вас к Свами. Таким было чувство, которое воодушевляло пастушек в Бриндаване. Их единственным желанием было находиться рядом с Кришной всегда и во все времена. (Свами спел песню описывающую горячее желание пастушек находиться рядом с Кришной, независимо от формы, которую Он принимает.)

Это истинная взаимосвязь между отдельным человеком и Богом. Но люди забывают об этом и попусту тратят свое время. Они должны быть готовы пожертвовать всем, чем угодно, для того, чтобы осознать Бога, являющегося главной целью человеческого рождения.

СОВЕТ СТУДЕНТАМ

Студенты! Каковы бы ни были планы ваших родителей и ваши собственные планы относительно вашего будущего, никогда не прекращайте медитировать на Бога. Служите вашим родителям. Следуйте примеру Рамы, которого почитают как Бога за Его образцовую жизнь. Он пожертвовал всем для того, чтобы выполнить обещание, данное его отцом. Исполнение долга - это истинная йога. Ваш долг как учеников заключаются в том, чтобы уважать учителей, почитать родителей и заработать доброе имя в обществе. После того, как вы вступите в брак, вы должны вести добродетельную и целеустремленную жизнь в обществе. В этом состоит культура Бхаратии. Она призывает к жизни в чистоте мысли, слова и дела.

СЛУЖЕНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЖЕРТВЕННОСТЬ

В этом заключается главный смысл Шиваратри. Я даю вам три наставления, которые вы должны постоянно держать в уме: "Служение, служение, служение." Никогда не забывайте свой долг служения. Для этого вам нужно развить любовь. Чтобы развить любовь, вам нужно развить дух жертвенности. Служение станет значимым, когда в нем будет проявляться любовь, идущая от жертвенности. Рассматривайте служение как способствующее вашему собственному духовному развитию, "Будьте добрыми, творите добро."

Бхагаван закончил выступление серией бхаджанов, начав с песни "Шива, Шива, Шива анарада".

Санатана Саратхи, т.40, N4, апрель 1997 г.


 "Вестник Московского центра Сатья Саи", ноябрь 1997