Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ САТЬИ И ДХАРМЫ

Дата: вечер 13 февраля 1997
Место: Пурначандра Аудиториум
Событие: Китайсский Новый Год. Выступление 2

Во второй половине дня 13 февраля до начала вечерней культурной программы состоялось незапланированное выступление Бхагавана в аудитории Пурначандра. Выступлению Бхагавана предшествовало краткое выступление проф. Анил Кумара, посвященное историческому значению празднования Китайского Нового Года в Прашанти Нилаям.
Во время своего выступления Бхагаван сказал:

Когда люди со всех концов земли собираются здесь на какой-нибудь большой праздник, о них обычно говорят как об "иностранцах" в отличие от тех, кто проживает в Прашанти Нилаям. Кто иностранцы, а кто нет? Если исследовать этот вопрос, станет ясно, что везде, где уважают Истину и Праведность и следуют им на практике, там люди могут считаться жителями Бхаратии. Просто родившись в Бхаратии, люди не становятся автоматически жителями Бхаратии.
Культура Бхаратии провозглашает две добродетели: Сатьям вада, Дхармам чара (говори правду, следуй путем праведности). Любой, кто следует на практике этим двум принципам, является жителем Бхаратии.
Весь мир - это один большой дом. В нем много комнат. Каждая страна представляет собой одну комнату в этом доме. Поэтому весь мир нужно рассматривать как общий дом.
Если взять в качестве примера части человеческого тела, вы должны обратить внимание на функцию сердца в нем. Именно сердце снабжает кровью каждую часть тела. Сходным образом, Сатья и Дхарма (Истина и Праведность) представляют собой кровь, которая питает все страны.

ПРЕДАННЫЙ И БОГ

Бога считают творцом и почитают как творца. Бог создал живые существа, но эти существа тоже "создают" Бога. Следовательно, эти существа тоже творцы. Бог не творит Сам Себя. Это преданные "творят" Бога.
Высочайший преданныый, Прахлада, был способен силой и искренностью своей преданности заставить Бога проявиться в колонне. Дхрува, будучи ребенком, смог заставить Нараяну проявить Себя в лесу. Это означает, что каждое существо является творцом. Каждый человек Божественен. Но из-за отождествления себя с телом, человек считает себя обычным существом. Различие между творением и Творцом относится только к внешней форме (Упадхи). Когда физическая форма отбрасывается, остается только Духовная Реальность.

КИТАЙ И БХАРАТИЯ

В различных странах люди по всему миру отмечают соответствующие праздники. Сегодняшний день считается Китайским Новым Годом. По отношению к календарю между Бхаратией и Китаем нет разницы. Китайцы имеют даты, которые представляют видимое движение солнца к северу и к югу (Уттараяна и Дакшинаяна). В Бхаратии мы имеем лунные и солнечные месяцы. В Китае также существует такое двойное разделение. В некоторых частях Бхаратии начало уттараяны означает начало нового года. Они основывают свой календарь на лунном цикле (чандрамаса). В других частях страны пользуются солнечным временем (сурьямаса). В Китае есть и солнечный, и лунный год. Согласно представлениям жителей Бхаратии существует тесная взаимосвязь между луной и сознанием, с одной стороны, и солнцем и глазом.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

В этой связи мы можем видеть, что в основе своей нет различий между странами в отношении дат праздников. Глубинной причиной всех вещей является человеческое сердце. Когда идея единства поселится в человеческом сердце, тогда будет осознан идеал человеческой общности.

Сарварупадхарам Шантам
Сарванамадхарам Шивам
Сатчидананда Рупам Адвайтам
Сатьям Шивам Сундарам

(Бхагаван повторил шлоку, с которой он начал свое выступление. Шлока означает: Единый Абсолют, который есть Бытие, Сознание и Блаженство, является воплощением Мира во всех его проявлениях, все Его имена благословенны, и Он проявляет тройное качество Истины, Блага и Красоты).

САТЬЯМ, ШИВАМ, СУНДАРАМ

"Сатьям, Шивам, Сундарам" - Истина, Благо или добро и Красота - эти три вещи составляют основу природы человечности. В древние времена это описание было дано Платоном (греческим философом). Греки не смогли увидеть единство, лежащее в основе этих трех качеств. Платон рассуждал об "Истине, Добре и Красоте". Жители Бхаратии говорят о том же самом в терминах "Сатьям, Шивам, Сундарам". Хотя существует различие в используемых словах, их главный смысл один и тот же. Такое соответствие между концепциями индийской метафизики и доктринами христианства и других верований существует в отношении представлений о взаимосвязи человека, природы и Бога.

ПРИНЦИП ЛЮБВИ

На основе региональных и этнических различий люди в разных частях мира развили различные верования и культуры. Но сутью всех их верований является один и тот же принцип. Это принцип любви. В мире не существует человека без любви. Однако эта любовь выражает себя многими способами. В психиатрической больнице находятся пациенты с многочисленными отклонениями в восприятии. В некотором смысле весь мир можно рассматривать как психиатрическую больницу. В мире есть люди, которые помешаны на деньгах. Другие целиком сосредоточены на своем здоровье и своих болезнях. Другие люди помешаны на власти и положении. Сходным образом, каждый человек одержим тем или иным желанием. Опять же, есть другие, кто одержим идеей Бога. Из всех форм помешательства помешательство на Боге - самое похвальное.
От рождения до смерти человека постоянно навещают двенадцать видов беспокойства. (Свами пропел стихотворение, описывающее различные виды беспокойства, и в заключение призвал людей преодолеть все эти тревоги, сконцентрировав свое сознание на Боге.) Беспокоясь о Боге, можно избавиться от всех других видов беспокойства. Вы должныы стремиться обрести такое знание, которое автоматически даст вам познание всего остального, достигнув этого знания, вы сможете достичь всего остального. Упанишады провозглашают: если вы стучите, дверь откроется; если вы спрашиваете, Он ответит; если вы ищете, Он даст вам то, что вы хотите.


Каждый человек стучит в дверь и просит. Что он просит? Он не стучится в нужную дверь. Вы должны стучаться в дверь, ведущую к освобождению (Мокшадвара). Человек сегодня стучится в дверь, ведущую в ад. Человек, который должен искать блаженства духа, стремится к мирским удовольствиям. Вместо того чтобы искать Божественного Присутствия как наивысшего блаженства, человек отдаляет себя от Бога.

СЛОВА И ДЕЛА

Вы должны молиться Богу и спасать свою жизнь. Вы должны войти в дверь, ведущую к духовному освобождению. Сегодня люди не ищут Божественной милости, а ищут благосклонности дьявола. Как могут такие люди обрести опыт божественности? Вам не нужно никуда ходить в своих поисках. Вам нужно найти то, что принадлежит вам. Ваши слова и ваши письменные труды не принадлежат вам. Только действия принадлежат вам. Сегодня нет гармонии между делами и словами. То, о чем вы пишите, не имеет отношения к вашему реальному опыту. Поэтому вы не можете испытать действительное блаженство.
Лучше делать, чем говорить. Говорить легко. Выполнять на деле трудно. Действительная садхана - это когда вы на деле выполняете то, что исповедуете. Должна быть абсолютная гармония между мыслью, словом и делом. Древние провозгласили наивысшую ценность этой тройной гармонии и чистоты (Трикарана шуддхи). Веданта утверждает, что там, где есть расхождение между мыслью, словом и делом, там - зло. Эта тройная гармония является свойством возвышенных душ. Порочные люди наслаждаются дисгармонией.

ЗАСЛУГИ И ГРЕХ

Люди должны развивать духовное единство и тройную чистоту. Тогда Божественность проявит себя. Божественное находится внутри вас. Грех и заслуги связаны с вашими действиями. Поэтому люди должны участвовать только в чистых и священных действиях. Вьяса определил заслуги и грех в терминах добра и вреда, которые вы делаете по отношению к другим (Паропакарам и Парапиданам). "Пара" нужно понимать как относящееся к Божественному. Любое действие, которое способствует "Самореализации", похвально. Любое бездуховное действие, противостоящее высшему "Я", греховно. Единое "Я" присутствует во всех существах. Проводить различия между разными существами грешно. Считать обособленным и разделенным то, что на самом деле является единым, - это грех. "Паропакарапуньяйя (помощь "другим" похвальна). Истинное значение этого выражения заключается в том, что близость ("упа") к Божественному ("Пара") похвальна. Заслуги состоят в том, чтобы становиться ближе к Атме (высшему "Я"). В этом заключается внутренний смысл высказывания Вьясы.

ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ

Следовательно, вы не должны строить свое отношение на различиях между странами и рассматривать языки как препятствия. Нужно понять лежащее в основе единство. Разные люди используют разные слова для того, чтобы описывать одну и ту же вещь, например, воду. Какие бы ни использовались слова, вещь остается той же самой.
Важно видеть единство, лежащее в основе видимого разнообразия. По мере того как все больше и больше людей будут признавать это единство, все больше мировых проблем будут решаться. Все социальные конфликты прекратятся, когда люди научатся видеть единого Бога во всех существах. Именно ненависть, рожденная из чувства разделения, является причиной ужасающего разлада в обществе. Атмический принцип является средством освобождения. Самоконтроль является средством обретения Божественной милости.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМА

Воплощения любви! Нет необходимости праздновать новый год. Каждая секунда - это начало нового года. Люди каждый год отмечают наступление нового года, но в их жизнях не происходит никаких изменений. Тело растет от года к году, но срок жизни при этом сокращается. Люди должны обратить на это внимание. Время драгоценно. Бог является правителем Времени. Потерянное время - это потерянная жизнь. Никогда не тратьте понапрасну время, потому что потерянное время уже не вернуть. Не тратьте время на праздные разговоры и сплетни. Сегодня вы празднуете новый год вместо того, чтобы думать о Боге, который управляет течением лет.
Бог является основой всего, что существует. Положитесь на Бога вместо того, чтобы полагаться на вещи, которые зависят от Бога. Развивайте самостоятельность на основе вашей веры в Бога. Это был урок, который Иисус преподал голодающему человеку. В первый день он дал человеку поесть рыбы. На следующий день Иисус встретил этого человека и спросил его: "Ты съел вчера рыбу, которую я дал тебе. Где ты собираешься найти себе еду сегодня? Как долго должен я утолять твой голод, давая тебе рыбу день за днем? Ты должен научиться сам ловить рыбу, чтобы утолять свой голод. Тогда ты не будешь зависеть от других." Сегодня каждый должен научиться быть самостоятельным и не зависеть от других. Как стать самостоятельным? Развивая уверенность в себе, в своем высшем "Я" (Атма-вишваса). С того момента, когда жители Бхаратии потеряли эту уверенность, все институты в стране стали приходить в упадок. Люди должны развить уверенность в себе. Они должны придерживаться Истины и Праведности.
Тот, в ком есть уверенность в себе, в своем высшем "Я", тот, кто следует Истине и Праведности, является жителем Бхаратии, независимо от того, кем он является на самом деле. Принадлежность к Бхаратии не определяется местом рождения. Необходимо следовать в жизни трем основным истинам.
Такие термины как "коренной житель" и "иностранец" не должны использоваться, исходя из территориальных соображений. Эти термины должны применяться, исходя из верований и практики.

ИСТИНА И ПРАВЕДНОСТЬ

Люди должны осознать, как говорил Шанкара, что только Истина и Праведность вечны, а все остальное, включая тело, богатство и близких людей, преходяще. Проявляйте истину, которая находится внутри вас, и следуйте в жизни этой истине. Для духовного прогресса вам необходимы три вещи: сердце, свободное от привязанностей и ненависти; язык, не запятнанный неправдой; тело, не загрязненное насилием. Тот, кто обладает этим, освятил свое рождение. Без этого любые аскезы и религиозные практики бесполезны. Вы должны непрестанно молить Божественную милость придать вам эти качества. Осознайте, что Бог находится внутри вас.
Жизнь дана вам для того, чтобы постичь вечное блаженство с помощью правильного использования тела, ума, интеллекта и внутренней движущей силы (Антахкараны). Вы должны обрести мудрость, чтобы вести жизнь, основанную на любви к Богу.

Бхагаван закончил свое выступление бхаджаном: "Према мудита манасе кахо".

Санатана Саратхи, т.40, N3, март 1997 г.


 "Вестник Московского центра Сатья Саи", ноябрь 1997