Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции
ПРОПОВЕДЬ РАБОТЫ, ЛЮБВИ И ЖЕРТВЕННОСТИ
 
Дата: утро 13 февраля 1997
Место: Саи Кулвант Зал

Событие: Китайский Новый год. Выступление 1
 
Нет аскезы равной мирному уму,
Нет большего счастья, чем удовлетворенность,
Нет хуже болезни, чем желание,
Никакая праведность не может сравниться с добротой.

Воплощения любви!
Нет аскезы выше мира (ума). Каждый человек, каждая семья, каждое общество, каждая нация ищет мира всеми возможными способами. Каждый человек должен всегда стремиться достичь мира как самой желанной цели.


Нет большего счастья, чем удовлетворенность (шантошам). Человек постоянно находится в поисках счастья. Но какое счастье он ищет? Мирское счастье, преходящие удовольствия? Они не могут дать истинного счастья. Только духовное счастье может дать истинное счастье.
Почему человек потерял это счастье? Потому что человек поражен ненасытными желаниями. Эти желания являются причиной разнообразных несчастий. Только ограничивая желания и, таким образом, устраняя болезни, проистекающие от них, человек может обрести мир.
Затем, что значит Дхарма? Благотворительность сама по себе не является Дхармой (правильным поведением). Благотворительность - это вовсе не то же самое, что праведность. Преходящее мирское действие приравнивается к Дхарме. Дхарма, в своем истинном смысле, относится к непреходящему. "Атма-Дхарма" (Дхарма духа) превосходит все мирские действия.
Многие люди в этом мире считают религию и Дхарму идентичными. Но Дхарма отличается от религии. Религия подобна реке. Дхарма подобна океану. Существует хорошо известное высказывание: "Все реки заканчиваются в океане". Все реки, в конечном счете, вливаются в океан. Суть всех религий, цель всех Писаний, цель всех устремлений - это Дхарма.

ДХАРМА И РЕЛИГИЯ

Это совершенно неверно, приравнивать обширный океан Дхармы к реке религии. "Религий много, но путь один. Драгоценностей много, но золото в них - то же самое. Коровы могут быть разного цвета, но молоко у них белое. Живые существа многочисленны, но обитающий в них дух - один и тот же. Цветков может быть много, но поклонение только одно." (Стихотворение на телугу).
Религии появились для того, чтобы регулировать человеческую жизнь. Общим для всех религий является принцип любви (Према-татва).
Человек управляется нравственностью. Во всех странах нравственность и чистота должны быть подобны дыханию жизни. Только когда люди будут придерживаться нравственности, человеческие идеалы братства, равенства и свободы могут стать значимыми в повседневной жизни. Именно из-за того, что нравственные ценности игнорируются, мы видим, как современное общество терзается беспорядками и волнениями. Мир сможет избавиться от насилия, только если прогресс науки и технологии будет сопровождаться развитием этических и духовных ценностей.
В экономической сфере, когда человеческие желания будут управляться праведностью, божественный импульс поднимется в человеке. Когда поиск богатства и интерес к чувственным удовольствиям основаны на праведности (Дхарме), тогда ум сам спонтанно обратится к Богу.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

В огромном космосе человек подобен пылинке. По сути, нет конфликта между человеком и творением. Так же как ребенок создан, чтобы наслаждаться молоком матери, так же как пчела создана, чтобы наслаждаться нектаром цветка, сходным образом для человека не существует препятствий для того, чтобы наслаждаться богатствами природы. Но из-за неконтролируемых желаний человека и безрассудного использования природных ресурсов в природе проявляются устрашающие нарушения. Стихийные бедствия в виде землетрясений, вулканических извержений, засух и наводнений являются результатами нарушения равновесия в Природе, вызванного безрассудной эксплуатацией природных ресурсов. Человек сегодня напоминает глупца, вонзающего свой топор в сук, на котором он сидит.

СИЛА ЛЮБВИ

Люди должны развить в себе чувство духовного единства. Из этого чувства единства вырастет любовь. Только любовь может объединить человечество в единое целое.
Что вы видите в этом зале сегодня? Здесь собрались люди из Японии, Индонезии, Малайзии и других стран. Что собрало их всех вместе в этой маленькой деревушке? Только любовь и чувство единства с другими людьми (аплодисменты).
Блаженство жизни заключено в этой любви. Чистое блаженство исходит из этой любви. Когда вы делитесь этой любовью с другими, вы получаете блаженство коллективной радости. Когда ваша жизнь танцует на волнах этой любви, она достигает полного проявления человечности.
Человек сегодня не признает этого чувства единства. Человек не есть только тело. В человеке есть ум, интеллект и Атма (Дух). Именно комбинация этих четырех составных частей составляют истинную человечность. Когда равновесие между этими четырьмя составляющими нарушается, человек попадает в беду. Если человек будет сохранять равновесие между этими четырьмя составляющими, нация будет процветать.

ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ

Трансформация человека основана на трансформации сознания. Когда люди изменяются, нация изменяется. Когда нация изменяется, изменяется мир. Поэтому для того, чтобы изменился мир, должна произойти ментальная трансформация на индивидуальном уровне. Человеческое сознание должно быть наполнено любовью.
Ум - это удивительное создание. Когда он наполнен мудростью, он делает человека святым. Когда он связан невежеством, он становится подручным смерти. Поэтому говорится, что ум является причиной человеческого рабства и освобождения. Все изменения, в образовании или других областях, должны начинаться с трансформации ума.

УРОКИ ОТ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ

Равнодушие, плохая компания, неуважение, высокомерие и зависть - эти пять наклонностей низводят человека на уровень животного. Ни один человек с такими пороками не может быть назван образованным человеком. Чтобы освободиться от этих отрицательных черт, нужно отмечать хорошие качества в зверях и птицах. Человек может научиться большому количеству хороших качеств у зверей, птиц, насекомых и червей. Одно из животных, к которому относятся с презрением, это осел. Но есть несколько хороших качеств, котрым человек может научиться у осла. Качество терпения, которое обнаруживается у осла, нельзя найти у человека. Какую бы ношу ни нагрузили ему на спину, он терпеливо несет ее. Он сносит любое количество побоев. Даже когда он страдает от голода или жажды, его морда выражает спокойствие. Человек должен научиться качеству терпения у осла.
Муравей - один из самых маленьких среди насекомых. Но он может многому научить. Муравей имеет способность предвидения. Зная, что впереди предстоит дождливый сезон, муравей начинает запасать пищу за три месяца вперед.
Затем паук, у которого есть чему поучиться. Упорство - одна из его черт. Сколько бы раз ни рвалась и ни разрушалась его паутина, паук восстанавливает ее с неустанной решимостью.
Затем собака. К собаке относятся с пренебрежением и равнодушием. Но такую верность, какую проявляет собака, не найти ни у одного другого создания. Получая всего несколько кусочков пищи от человека, собака выказывает свою благодарность ему, следуя за ним и виляя хвостом от чувства привязанности. Но такой благодарности не хватает ученикам, которых вскормили, дали образование и устроили в жизни (их родители). Во многих нет даже части той благодарности, которую проявляет собака. Имеют ли какой-либо смысл их образование и их умственные способности?

МОНОГАМИЯ СРЕДИ ПТИЦ

Затем возьмем в пример попугаев. Взаимная верность достигает высшей степени у попугаев. Такой крепкой привязанности друг к другу, какая существует в паре попугаев, не найдешь даже среди высоко развитых человеческих существ.
Хорошо известна история о том, как Валмики был потрясен, когда охотник убил одну из двух птиц, которые были любящей парой. Когда одна из птиц умерла, вторая последовала за ней, не в силах вынести боль разлуки. Благодаря глубокой печали и состраданию Валмики, на его устах родилась первая шлока, которая была началом великого эпического произведения.
Когда одна птица из пары погибает, оставшаяся птица не ищет себе другого партнера. Она отказывается от еды и умирает. Сколько мужчин готовы последовать примеру птиц в своей верности супружеским узам? Многие готовы жениться еще раз после потери первой жены. Высшая добродетель моногамии - это качество, которому человек может научиться у птиц.
Итак, есть много полезных уроков, которым можно научиться у зверей, птиц и насекомых. От чисто книжного знания мало пользы.
На самом деле, человеческое сердце - самый лучший учитель в мире. Время - высший наставник. Этот огромный Космос - идеальная книга для всех. И есть только один настоящий друг, и это - Бог (аплодисменты).
Нет нужды никуда ходить в поисках наставника, достаточно вашего сердца. Если вы следуете наставлениям вашего сердца, каждое ваше действие будет освящено.
Необходимо также признавать важность времени. Время определяет многие наши действия в этой жизни. Время - великий учитель.
Вселенная - это огромный учебник. Должным образом изучая все, что происходит в Космосе, вы можете выучить любое количество уроков.
Бог - ваш самый лучший друг на все времена, который никогда не подведет. Все остальные - всего лишь временные помощники. Люди зря растрачивают свои жизни, полагаясь на таких ненадежных переменчивых друзей. Ваш лучший друг проживает в вашем сердце как его Внутренний Обитатель.

"ВАШЕ СЕРДЦЕ - ЭТО ВАША СТРАНА"

Сегодня китайские преданные отмечают здесь национальный день Нового года. Каково происхождение слова "Китай' (англ. "China")? Оно происходит из двух слов; "Chung" и "Kuo" (аплодисменты). "Chung" означает человеческое сердце. "Kuo" относится к стране (дешам). Слово "Китай" ("China") поэтому означает "Мое сердце - это моя страна". Эта идея относится ко всем странам и ко всем религиям. Например, Бхаратия (Bharata). Это слово происходит из двух слов: "Bhaa", что означает "сияние" и "Rata", что означает "возрадоваться'. Сердце - это источник сияния. Бхаратия это те, кто радуется в сиянии, исходящем из сердца. Каждый человек привлекается к сердцу. Бог не ограничен никаким конкретным местом. Его истинная обитель - это сердце.

КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Китайцы почитают сердце как свою родную землю. Сердце подвергается воздействию со стороны бед и трудностей жизни. С древних времен - и в некоторой степени даже сегодня - китайцы соблюдают каждое утро один ритуал перед тем, как начать повседневные дела. Они говорят: "Трудности - это наши друзья. Давайте пригласим их." Китайцы считают трудности своими истинными друзьями. Они понимают, что без трудностей невозможно осознать добро. Они обычно начинали ежедневную работу, держа перед собой эту мысль. Китайцы также поняли, что истинное счастье приходит от удовлетворения хорошо выполненной работой. В Бхаратии также есть высказывание: "Уддарет атманаатманам" (Возвышай себя с помощью себя). Чем можно возвысить себя? Своим хорошим поведением. Наше хорошее поведение нужно не для того, чтобы поднять страну, а для того, чтобы поднять нас самих. Точильный камень используется для того, чтобы сделать острым нож, а не для того, чтобы сделать более гладким сам камень. Сходным образом, в этом мире ваше хорошее поведение улучшает вас, и, как следствие, улучшается мир.

КУЛЬТ УПОРНОЙ РАБОТЫ

В Китае существует пословица: "Самая вкусная пища - это та, что добыта упорным трудом". То, что добыто упорным трудом, сопровождается радостью. Кто наслаждается пищей, не потрудившись ради нее, тот просто лентяй. В Китае каждый человек упорно работает, чтобы заработать себе на жизнь.
Культ работы должен воодушевлять каждого человека. К сожалению, сегодня это забыто.

КИТАЙ И ИНДИЯ

С древних времен существовали тесные связи между Китаем и Бхаратией. Немного ранее один из выступающих отметил, что в китайском пантеоне богов есть божества, соответствующие божествам, которым поклоняются в Бхаратии, таким как Лакшми, Бхудеви, Кубера и другим.
Сходным образом, распространенное высказывание, существующее в Китае, относительно законов, устанавливаемых правительством, применимо также к положению в Бхаратии. Сравнивая правительственные постановления с сетью, китайцы говорят, что очень маленькая рыба проскакивает в ячею сети, в то время как очень большая - разрывает сеть. Только среднего размера рыбы ловятся сетью. В Бхаратии также это известный факт, что самые низшие слои населения не затрагиваются правительственными постановлениями. Богатые и могущественные всегда находят лазейку, чтобы обойти их. И именно средний класс больше всего страдает от этих постановлений (аплодисменты).
Я часто указываю на правило, с помощью которого люди должны управлять своей жизнью. Они должны следовать указаниям своей совести. "Сделайте совесть вашим учителем". Тогда вы сможете открыто встречать все трудности в вашей жизни и преодолевать их. Никогда не поддавайтесь отчаянию перед лицом трудностей.

ЧЕЛОВЕК И БОГ

Осознайте связь между вашим телом и Богом. Вы - часть общества. Общество - часть мира. Мир - часть природы. Природа - часть Бога (аплодисменты). Вместо того, чтобы осознать эту целостную взаимосвязь между человеком, природой и Богом, люди целиком погрузились в погоню за богатством. Это абсолютно неверно. Люди должны поместить Бога в свои сердца и непрерывно созерцать Божественное. Люди сегодня думают о Боге только в связи с деньгами. Бога ищут только ради денег. Люди прибегают ко всяким ухищрениям, чтобы получить деньги. Человек ходит вокруг богатства в восхищении, как Земля вокруг Солнца. (Свами спел песню на телугу). Это пародия на преданность, свидетелями которой мы являемся сегодня. Думайте о Боге. Деньги придут своим чередом. Сегодня деньги управляют каждым аспектом человеческой жизни. У денег существует свое место в жизни. Но избыточные богатства - это источник бед для отдельного человека и для нации в целом. Вы должны стремиться обрести богатство, которое принесет вам истинное счастье.

ДОЛГ ПРЕДАННОГО

Сегодня существуют уже миллионы преданных про всему миру. Мир стал бы гораздо лучше, если бы все они следовали в своей повседневной жизни хотя бы одному хорошему принципу.
Джагадисан (из Малайзии, который выступал ранее) призвал преданных, участвующих в Китайском Национальном празднике в Прашанти Нилаям, отказаться хотя бы от одной плохой привычки и развить в себе одну хорошую привычку, чтобы отметить их пребывание в Прашанти Нилаям. Что касается Саи, то для Него достаточно, если вы будете соблюдать одно хорошее наставление, а именно, "Всем помогай, никому не причиняй вреда" (аплодисменты). На самом деле, вы должны развивать дух самопожертвования. Если вы разовьете любовь и жертвенность, вы будете развиваться духовно.
Когда вы сажаете растение, вы должны поливать и удобрять его, чтобы оно хорошо росло. Сходным образом, растение человеческой жизни нужно поливать водой любви и удобрять жертвенностью, чтобы оно хорошо росло.

МАНИЯ БОГАТСТВА

Навязчивые мысли о деньгах абсолютно бесполезны, потому что вы приходите в мир с пустыми руками и покидаете мир с пустыми руками. (Свами спел песню, в которой говорится о том, что даже миллионер не может взять с собой все золото, которое он накопил). Разве не более правильно будет использовать эти деньги на дела милосердия? Многие люди в Бхаратии накапливают свое заработанное нечестным путем богатство в Швейцарии или в других странах и покидают мир с пустыми руками. Деньги, которые вы зарабатываете в Бхаратии, должны быть потрачены здесь для благополучия людей. Помогите бедным и нуждающимся. Поддержите образование и медицину. Деньги даются вам только для того, чтобы помогать другим. Нет никакого смысла накапливать их.
Жертвенность! Жертвенность! Жертвенность! Это наивысшее качество, которое вы должны развивать в себе. В Ведах недвусмысленно провозглашено, что бессмертие может быть достигнуто только через жертвенность и никаким другим путем. Только через жертвенность можно получить истинное наслаждение от того, что вы приобрели. То, что вы зарабатываете одной рукой, отдавайте другой рукой. Без жертвенности жизнь будет потрачена зря.
Я даю вам три формулы. Первая: работа, работа и еще раз работа. Вторая: наслаждайтесь плодами вашего труда. Сегодня нет почтения к труду в этой стране. Каждый хочет наслаждаться, не обременяя себя тяжелым трудом. Третье: используйте то, что вы заработали, для благополучия других людей. Когда этот подход жертвенности разовьется среди людей, нация будет процветать во всех отношениях.

ЛЮБОВЬ И ЖЕРТВЕННОСТЬ

Любовь и жертвенность (Према и Тьяга) - дав наиболее важных идеала в жизни. Любите всех, даже тех, кто ненавидит вас. Это показатель вашей преданности.
Во имя преданности люди съезжаются в Прашанти Нилаям, затрачивая большие средства. Что вы обретаете, приезжая сюда? Какой урок выучиваете? Будучи преданными Саи, если вы будете практиковать одно или два хороших качества, таких как нравственность и чистота, нация получит огромную пользу. Однако среди большинства людей нет ни истины, ни нравственности. "Человек без нравственности - хуже обезьяны", - говорит пословица. Великая обезьяна служила Богу и стала восприемником Его милости. Люди сегодня говорят о преданности, но не обращают никакого внимания на Божественные наставления.
Мир, истина и любовь внутренне присущи человеку. Почему вы ищете их снаружи? Проявляйте эти качества, которые находятся внутри вас. Вы должны развивать терпение и сострадание. Это способ развития принципа любви.

ЦАРСТВО ЭГОИЗМА

Сегодня демон эгоизма поднимает свою голову повсюду. Если эгоизм уйдет, придет божественность.
Сегодня люди погружены в желания (асалу). А сколько людей живут во имя идеалов (асайалу)? Люди развивают привязанность к телу (деха), но не заботятся о том, чтобы развить любовь к своей стране (дешаабхиманам).
Самое главное духовное усилие человека сегодня должно быть направлено на избавление от эгоизма, узости мышления и привязанности к телу, а также на развитие любви к Богу, широкого взгляда на вещи и преданности своей стране. Развивайте доверие к своему высшему "Я".
Сегодня день Китайского Нового Года. Это новый год для всего мира, потому что родиной человека является его сердце. Каждый человек - это житель в царстве Сердца.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Каждый должен хорошо понимать свою ответственность в царстве Сердца и не заботиться о своих правах. Какой смысл бороться за права с нечистым сердцем? Ваши права будут защищены, если вы будете должным образом выполнять ваши обязанности. Есть чиновники, которые получают зарплаты в тысячи рупий. Достаточно ли они работают, чтобы оправдать такие зарплаты? Тот, кто не выполняет достаточно работы, чтобы оправдать свою зарплату, является изменником нации, он обманывает людей. Если вы будете выполнять достаточно работы, чтобы оправдать свою зарплату, вы будете получать безграничное удовлетворение. Сначала должны идти обязанности. Это основа индийской культуры.

ИСТОРИЯ СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

Разрешите мне рассказать вам одну из моих давнишних историй. Я тогда жил в старом мандире (в Путтапарти). В то время со мной жила одна английская чета. Они подарили мне пару щенков. Они сказали, что присутствие щенков рядом со Свами будет давать им ощущение, что они сами находятся рядом со Свами, даже если они уедут из Путтапарти. Я принял щенков. Их назвали Джек и Джилл. Как они жили со мной? Ночью, когда я ложился в кровать, один обычно спал возле моей головы, а другой ложился в ногах.
Однажды Махарани из Майсура приехала в Путтапарти. Она была очень ортодоксальная женщина. Она не могла принимать пищу, если она слышала лай собаки. Она послала письмо Свами, в котором просила, чтобы собак, живущих в доме Свами, держали запертыми в комнате. В те дни не было дороги прямо до Путтапарти. Махарани оставила свою машину в Карнатапалли (по другую сторону реки Читравати) и пошла пешком в Путтапарти. В то время не было гостиниц. Водитель машины должен был приходить к Свами, чтобы брать еду и уходить обратно. Махарани сказала, что она остается в Путтапарти на ночь. Поздно вечером водитель взял еду и решил вернуться к машине. Так как водитель не смог бы найти дорогу в темноте, я сказал одной из собак: "Джек, ты лучше иди с водителем и возвращайся назад завтра утром."
Джек показывал дорогу, а водитель следовал за собакой. Так они достигли Карнатапалли. Затем водитель заснул в машине. Джек заснул под машиной. Водитель проснулся утром. Снаружи было прохладно. Водитель решил побыстрее приготовить машину к отъезду Махарани. Он подал машину немного назад. Одно из колес наехало на спящего Джека и переломило ему позвоночник.
Студенты и ученые и все остальные должны заметить сколько преданности было у бедной собаки к Бхагавану. С огромной болью собака проползла весь путь до жилища Свами. Ей пришлось ползти через пески Читравати. Она сильно истекала кровью. У ворот дома Свами был сторож, которого звали Чакали Суббанна. Он прибежал к Свами и сказал: "Свами! У нашего Джека сломан позвоночник. Он ползет сюда и скулит." Бхагаван вышел и позвал: "Джек!" Собака подползла, скуля, свернулась у моих ног и умерла.
Видите, сколько преданности у животного! Собака проползла весь путь, чтобы расстаться с жизнью у ног Бхагавана.
Прежде чем умереть, она пристально смотрела на Свами. Я попросил принести молока и дал его собаке. Она положила две свои передние лапы на мою ладонь, и жизнь оставила ее. Какая преданность в животном!
После смерти Джека Джилл перестала принимать пищу. Спустя несколько дней Джилл умерла. За Старым Мандиром есть место Самадхи для этих собак.
Какая верность и какая преданность в собаке! Насколько лучше бы стало человечество, если бы люди имели хотя бы часть той любви и верности, которая была у этой собаки!

"ОТКАЖИСЬ ОТ ПЛОХОГО И ВОЗЬМИ ХОРОШЕЕ"

Сегодня у людей нет веры. Они вспоминают о Боге, когда им трудно, и забывают о Нем, когда у них все хорошо. Сколько людей следуют идеалам Свами? Они только умножают свои желания. Что может быть безрассуднее этого?
Одну вещь следует хорошенько понять всем людям, неважно откуда они, из Китая, Японии, Индии или Америки. Бог, который находится во всех них, один и тот же. Ваша любовь к Богу должна оставаться непоколебимой, что бы ни случилось. Любовь - это Бог. Живите в Любви. Эта единственная истина защитит вас во все времена. Оставьте все ваши плохие качества здесь и возьмите с собой назад хорошие мысли и хорошие привычки. Только это может оправдать ваше пребывание здесь. Становитесь лучше и улучшайте общество.
Когда вы вернетесь домой с хорошими качествами, люди заметят изменения, произошедшие в вас после вашей поездки в Путтапарти. Относитесь к вашему пребыванию в Прашанти Нилаям как к духовному семинару (аплодисменты). Плата не взимается. Все бесплатно. Я доступен. Извлеките максимальную пользу из вашего пребывания здесь.

Бхагаван закончил выступление бхаджаном: "Бхаджана бина сукха шанти нахи".

Санатана Саратхи, т.40, N3, март 1997 г.


 "Вестник Московского центра Сатья Саи", ноябрь 1997