Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба

"Характер – настоящая цель образования"

День университета Шри Сатьи Саи, 20.11.2002

Нигде нет ни следа покоя;
Истина стала равно редкой;
Устрашающим оружием набиты склады.
Себялюбие – причина этого злобного террора;
Такова истина слова Саи.

(стих на телугу)

Воплощения Любви!

Образование растет с каждым днем, но нет в результате того соответственной трансформации в человеческом поведении. Какого рода образование нам нужно? Сегодня возросло академическое мастерство в образовании, но сократилось его благотворное влияние на поведение человека.

Дорогие студенты!

Сегодня вы получаете только светское образование (т.е. нейтральной ценности). Не достаточно только светского образования. Оно должно быть дополнено духовным образованием. В вас должна раскрыться любовь. Вы должны идти по пути истины. Настоящее образование должно быть наполнено истиной и любовью. Без истины любовь напрасна и лишена ценности. Светское образование предназначено для того, чтобы зарабатывать на жизнь, а духовное образование предназначено для того, чтобы достичь цели жизни. Поэтому долг студентов, так же как преподавателей, гармонизировать светское образование духовным. Сегодня мир начал понимать важность гармоничных взаимоотношений между светским и духовным образованием.

Весь мир начал обучать духовным знаниям наряду с общепринятым курсом обучения. Люди обнаружили истину, что образование – не современное открытие, а древняя мудрость. Однако важность этого принципа ограничивалась только представлением и обучением духовности. На самом деле имеется упадок в практике духовности в повседневной жизни. Поэтому сегодня важно именно практическое образование. Образование без практики приведет к беспорядкам.

Современных студентов называют образованными. Но духовное образование имеет свое отношение к сердцу, к выявлению того, что находится там. Это "выявление" означает обнаружение скрытой божественности в человеке и установление ее идеалом для всего мира. Современное образование заканчивается всего лишь книжным знанием. Оно ограничено тем, что находится в книгах. "Выявление", однако, не относится к книгам. Оно относится к знанию об источнике всего знания того, что скрыто в сердце человеческого существа. Поэтому поддержка такого типа образования является сегодня насущной необходимостью. Люди стремятся получить высшее образование в светской области. Этого недостаточно. Они должны также получать духовное образование, которое обучает человеческим ценностям, таким как истина, праведное поведение, любовь и т.д., которые приносят трансформацию в сердце.

Гармоничное сочетание мирского и духовного образования идеально подходит к нынешней ситуации в мире. Одно – внутреннее пробуждение, другое – внешнее знание. Мирские знания относятся к физическому миру. Они негативны по своей природе; в то время как знания, относящиеся к внутреннему пробуждению позитивны. Возьмем, к примеру, любовь. Кто может охарактеризовать форму любви? Лучший способ охарактеризовать любовь – это любить других и тем самым обрести блаженство любви. Подобные знания, относящиеся к внутреннему пробуждению, – это настоятельная потребность дня. "Выявление" – это то, что устанавливает царство любви и родства между людьми.

Сегодня никто не знает, что на уме у другого человека; не говоря уже о том, что мысли, слова и дела человека не соответствуют друг другу. Он думает одно, говорит другое и делает нечто совершенно противоположное. Не это является признаком настоящего образования. Говорите то, что вы думаете; делайте то, что вы говорите. Человек не может возвыситься до уровня Махатмы (великой души), из-за того что в нем нет единства мысли, слова и дела. Он становится Дуратмой (дурным человеком). Сказано:

Манасьекам Вачасьекам Карманьекам Махатманам
Манасьяньет Вачасьяньет Карманьньет Дуратманам

(у великой души мысли, слова и дела в совершенной гармонии; у дурного человека они полностью расходятся).

Так называемая "интеллектуальная элита" – величайшие преступники по сравнению с необразованными массами. Именно они причиняют стране величайший урон. Необразованные деревенские жители ведут уважаемую жизнь и подают пример другим. К примеру: Образованные люди и те, которые считаются интеллектуалами, живут в роскоши в городах. С другой стороны, те, которые считаются деревенщиной и необразованными простаками, живут в деревнях. Они ведут очень простую, счастливую и удовлетворенную жизнь.

Сегодня вы найдете в городах много школ, колледжей и университетов. Вы также найдете в этих образовательных заведениях постоянные беспорядки и волнения. С другой стороны в деревнях вряд ли найти такие беспорядки в деревнях, где нет подобных институтов высшего образования. В чем причина подобной ситуации? Все это так называемое современное образование!

Вы пойдите к деревенским жителям и понаблюдайте. Как только вы вступите в деревню, простосердечные деревенские жители спросят вас: "О, брат! Откуда ты? Из какой ты страны?" Они будут разговаривать с вами уважительно и почтительно и станут расспрашивать о вашем благосостоянии. Но в городах даже отец с сыном не выясняют о благосостоянии друг друга. Они живут механически, не заботясь друг о друге. Причиной этого является современное образование. Сказано: "Характер – это цель образования". Из-за того, что люди растеряли свой характер, их уважение и почтение тоже находятся в упадке.

Даже родители вносят вклад в подобную ситуацию. Родители в деревнях отправляют своих детей учиться в город. Они рассчитывают на то, что их дети получат высшее образование. Их намерения, без сомнения, хорошие. Но их дети в городах выбирают неправильный путь. Когда они жили в деревне, они уважали старших и слушали родителей. Когда они уезжают в город в поисках высшего образования, они теряют все хорошие качества уважения, почтения, характера и смирения, приобретенные дома. Студенты теперь забыли ценность чистоты жизни. Они, нисколько не стесняясь, курят даже в присутствии своих родителей. Плохие привычки растут.

Но ситуация до некоторой степени отличается в деревнях. Дети в деревнях ведут себя сдержанно в присутствии старших и родителей. Здоровый родительский контроль все еще существует в деревнях. Но такого контроля нет в городах и селах. Молодые люди курят и делятся сигаретами с друзьями; они ходят по кинотеатрам и имеют массу дурных привычек. Нет никого, чтобы остановить их и отучить от этих привычек. В чем причина подобного поведения? Современное образование. Они не уважают старших, родителей и общество. Когда кто-либо делает им замечание, они начинают огрызаться в ответ: "Зачем я должен бояться? Что хочу, то и делаю. Я курю свои сигареты".

Небольшой пример. Однажды индиец и иностранец ехали вместе в поезде в одном купе. Индиец был заядлым курильщиком. И не только это, он еще выпускал дым в лицо иностранцу. Иностранец терпел какое-то время, но когда уже стало невмоготу, он сказал индийцу: "Дорогой мой, я не очень хорошо себя чувствую. Я не могу переносить сигаретного запаха. Если хочешь курить, иди в туалет". Индиец, сформированный современным образованием, ответил: Если ты не можешь переносить запаха сигарет, то сам иди в туалет. Я купил сигареты и буду курить, где хочу. Имею на это право". Подобным образом он начал спорить с иностранцем. Иностранец ничего не мог поделать.

Через какое-то время он вышел в туалет. В это время индийский студент вышвырнул его обувь из купе. Иностранец увидел это, но подумал, что нет смысла спорить с этим бесцеремонным парнем. Поэтому он растянулся на верхней полке. Теперь настала очередь индуса. Он пошел в туалет. Пока он отсутствовал, иностранец, чтобы проучить его, выкинул из купе его пальто. Парень вернулся из туалета и стал спрашивать, где его пальто. Иностранец ответил, что его пальто отправилось на поиски его ботинок, которые индус выкинул из купе. Тогда парень осознал свою ошибку.

Как вы знаете, в эту Кали Югу для всего будет реакция, отзвук и отражение. Если вы разговариваете с другими вежливо и ласково, вы получите от других то же самое. Если вы грубы с другими, другие тоже будут грубы с вами. Каждый индивидуум, независимо от своего возраста и страны, должен разговаривать поэтому вежливо и ласково. Человек должен разговаривать вежливо и ласково, независимо от того, образованный он или нет. Он должен иметь смирение.

Что такое образование?

"Послушайте слова истины Саи.
Культура, поведение, истина, вера, преданность и дисциплина –
Все это настоящее образование.
Все остальное хлам".

(стих на телугу)

У человека сегодня нет чувства долга. Дисциплина – это исполнение своего долга. Какой смысл от дисциплины без долга? Образование без знания бесполезно, а знание без образования глупо. Поэтому нет смысла получать столь глупое и бесполезное образование. Наряду с высшим образованием человек должен вырабатывать также хорошее поведение. Но сегодня мы увидим только академическую элиту и развращённое поведение. Поэтому вы должны приобретать высшее образование и вести простую жизнь. Это и есть настоящее образование. Однажды Махатма Ганди, держа книгу в руках, заплакал. Он прочитал книгу и выяснил, что это была художественная халтура. К нему подошел англичанин и спросил, что вызвало его слезы. Ганди ответил, что в основе образования находится формирование личности, как он в это верил, и что книга, которую он держит в руках, вовсе этому не способствует, и поэтому он плачет.

Есть огромная разница между современным образованием и древней мудростью. Время, в которое вы получаете свое образование, может быть современным, но ваше поведение всегда должно быть в соответствии с древней мудростью. Только тогда ваше образование будет пользоваться уважением.

Вы должны уважать своих родителей. Если ваш дом посетил пожилой человек, встречайте его со всем уважением и почетом. Разговаривайте с ним вежливо и ласково. Если он осведомится, где находится ваш отец, не отмахивайтесь от него со словами: "Идите и сами найдите". Не так вы должны говорить. Скажите ему вежливо: "Отец в гостиной, я его сейчас позову". Если вы будете разговаривать вежливо, то у посетителя сложится о вас приятное мнение. Он будет думать, что вы достойны своего отца. Вы должны защищать честь и престиж своего отца. Каким образом? Хорошими манерами и ласковыми и вежливыми словами. Иначе у посетителя может сложиться впечатление: "Отец хороший и уважаемый человек, но сын у него плохой. Он груб и высокомерен. Он недостойный сын".

Кто такой студент? Студент – это тот, кто получает образование и ведет себя смиренно, послушно и дисциплинированно. Тот, в ком нет послушания и дисциплины, не студент, он просто глуп. На территории образовательных заведений, где студенты получают свое образование, должна быть тихая и спокойная атмосфера. Сегодня люди, старшие по возрасту, колеблются идти в те места, где находятся студенты. Причина в том, что они их боятся. Такого не было в прежние времена. Тогда студенты вели себя скромно. В них была способность к различению, приобретенная при помощи образования. Как это не прискорбно, в современных образованных людях удручающе отсутствуют такие качества, как честность, долг, дисциплина и преданность. Какой смысл от такого образования?

В былые времена студентов посвящали в образование при помощи священных молитв Богу: "Ом Намах Шивая! Ом Намо Нараяная!" Для проведения церемонии и благословения детей приглашались старейшие люди из окрестных мест. В противоположность тому, обучение детей начинается сегодня с глупых детских стишков, лишенных какого-либо смысла: "Ба- Ба- Барашек!" В конечном итоге человек и становится в обществе барашком.

Дорогие студенты! Вы получаете свое образование в священной атмосфере. Вы должны продолжать сохранять эту атмосферу позднее в своей жизни. Современное образование, несомненно, достигло больших успехов. Но ваше сознание находится на низком уровне. Вместе с наукой должно возвысится также сознание. Сегодня мы ведем жизнь высокого уровня, в то время как наше сознание находится на низком уровне. Это не то, что имеется в виду под "выявлением". "Выявление" – это обнаружение скрытой в нас божественности.

Когда вы говорите, следите за своими словами, пришли ли они к вам в результате образования или "выявления". Сегодня никто за этим не следит. Я часто объясняю смысл слова WATCH (часы; следить). Это слово состоит из пяти букв, а именно:

W – Watch your Words (следи за своими словами)
A – Watch your Actions (следи за своими действиями)
T – Watch your Thoughts (следи за своими мыслями)
C – Watch your Character (следи за своим характером)
H – Watch your Heart (следи за своим сердцем)

Вы должны следить за своими словами, действиями, мыслями, характером и сердцем. Это и есть настоящие часы, а не те, что вы одеваете на руку. Наручные часы могут сломаться, но внутренние часы никогда не сломаются. Они всегда будут формировать в вас чистоту мысли, слова и дела. Какие золотые это слова! Образование в прежние времена формировало великих и идеальных людей.

Потом насчет чистоты и гигиены. Это два важных аспекта образования. Студенты должны заботиться о персональной гигиене, регулярно мыться и носить чистую, опрятную одежду. Поэтому соблюдайте чистоту и личную гигиену. Ведите счастливую и удовлетворенную жизнь. Всегда помогайте другим. Помогай всегда, не вреди никогда. Естественно, вы можете получать современное образование. Но наряду с ним вы должны научиться древней мудрости. Должна быть их гармоничное слияние. Поиски научного знания, конечно, необходимы. Но сегодня мы понимаем науку в извращенном смысле. Наука начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Это не полный круг. В то время как духовность – это полный круг, заканчивающийся там, где он начинается. Вот почему сказано:

Пурнамадах Пурнамидам Пурнат
Пурнамудачьяте Пурнасья
Пурнамадая Пурнамева Авашьяшьяте

(То – полнота, это – полнота. Когда полнота отнимается от полноты, то остаток тоже будет полнотой).

Наука начинается с вопроса: "Что это? Что это?" С другой стороны духовность начинается с поиска ответа на вопрос: "Что то? Что то?" Исследование "Что это?" означает близость, близость к органам чувств. Это наука. В противоположность этому исследование "Что то?" означает расстояние, т.е. дистанцию от органов чувств. Это духовность.

Небольшой пример. Вы приехали сюда из дальних мест, таких как Замбия, Восточная Африка и т.д., чтобы получить Даршан Саи Бабы. Из-за того, что вы живете так далеко, в вас сильная любовь к Саи Бабе и вы стремитесь получить Его даршан. Того же самого стремления не будет в человеке, живущего в соседней деревне. Естественно иметь интерес к объекту, находящемуся далеко. Что это за "То"? "То" означает находящееся за пределами органов чувств, а именно, духовность. "Ниже", "подвластно" чувствам – это низко. Мы не должны к этому стремиться. Мы должны выйти за пределы органов чувств, быть их выше. Только тогда мы сможем вести святую жизнь. Сегодня студенты действую согласно органам чувств. Они становятся рабами чувств. Это не настоящее образование. Вы должны стать мастером органов чувств, а не просто мастером науки. Вы должны превратить в своих слуг органы чувств. Вы не должны стать слугами чувств

Вы все знаете королеву Кайкеи из Рамаяны. Она была адептом в Астрах и Шастрах (всех видах оружия). Она была дочерью короля государства Кекаи. Она была самой молодой и любимой женой императора Дасаратхи. Она привела за собой служанку по имени Мантара, чтобы прислуживать во дворце. Но с течением времени она позволила Мантаре стать ее ментором, а она сама стала ее служанкой. В конце концов, она уступила совету Мантары и превратила свою жизнь в несчастную. Она потеряла своего мужа, императора Дасаратху, который умер не в силах пережить разлуки со своим возлюбленным сыном, Шри Рамой. Она должна была также столкнуться с праведным гневом ее собственного сына, Бхараты, которому не понравилось, что Рама был изгнан в лес, а он коронован вместо него. Все в королевстве ненавидели ее, за то, что она выгнала Раму и Ситу в лес. Вот почему сказано, что слуга должен оставаться слугой, а хозяин хозяином. Вы – хозяин, а органы чувств – слуги. "Овладей головой и стань главой". Таково качество студента. Только тогда вы получите настоящее высшее образование и будете делиться им с другими. Я много еще могу учить вас об образовании, но времени мало. В центре обсуждения того, чему Я обучаю студентов, находится пункт: "Скромная жизнь и возвышенные мысли". Я Сам следую этому принципу. Не важно получить диплом; важно приобрести культуру. Если вы вырабатываете в себе культуру, вы сможете обрести в своей жизни всю чистоту и святость. Цель всего обучения, которое вам дается, – научить вас полагаться на свои собственные силы. Вы должны сами вести свои повседневные домашние дела. К примеру, вы должны сами мыть посуду после обеда, стирать свою одежду и т.д. Это долг настоящего студента. Если вы вырабатываете в себе такие привычки, что еще требуется? Это скромная жизнь и возвышенные мысли. Вы должны вести благородную жизнь, основанную на этом принципе.

Я также советую Джумсаю, чтобы этот принцип самоусовершенствования внедрялся во всех школах, созданных Институтом человеческих ценностей. Студенты института должны сами вести свои повседневные домашние дела. Место занятий, место проживания, книжные полки и т.д. студенты должны убирать сами. Не нужно нанимать слуг отдельно для этих целей. Я часто говорю студентам шутку: "Овощи на базаре стоят две анны, а приносит их слуга еще за четыре анны". Разве вы станете платить носильщику за то, что он принес овощи, дороже стоимости самих овощей? Вы не должны выкидывать свои деньги подобным образом. Выбрасывание денег – это зло. Вы тратите в свои студенческие годы те деньги, которые вам дали родители. Они заработали их потом и кровью. К каждой копейке, которую они вам дают, нужно относиться как к капле их крови. Сократите свои расходы и приобретите высшее образование.

Сегодня некоторые студенты хотят поехать за границу, чтобы получить образование. Сколько денег нужно для этой цели! Чем вы занимаетесь, прибыв за границу и затратив такие деньги? Вы вовсе не концентрируетесь на учебе. Вы растрачиваете свое время в массе дел, выбрасывая свои столь ценные деньги. Если вам начинает не хватать денег, которые вы выкидываете подобным образом, вы начинаете подрабатывать мытьем посуды в ресторанах. Вместо того чтобы мыть посуду за границей, зачем вы не делаете этого в своей собственной стране и в своем собственном доме? Этим хотя бы вы будете помогать своим родителям. И родители будут счастливы. Дорогие студенты! Сделайте своих родителей счастливыми. Служите им. Только тогда вы сможете получить хорошее образование от своих учителей.

Воплощения Любви!

Поймите, что настоящее образование учит вас скромности. Вы сможете стать идеальными студентами и служить своей стране, только когда приобретете это качество скромности. Держитесь подальше от мест, где совершается насилие, потому что, отправившись туда, вы можете тоже получить ранение. Если можете, попытайтесь контролировать подобное насилие, иначе держитесь от того места подальше. Пытайтесь везде устанавливать спокойную, мирную атмосферу.

Дорогие студенты!

В вас множество благородных качеств. Вы сильны телом и умом. Наряду с этим старайтесь вырабатывать сильный характер. Нет пользы заводить круг друзей, стремиться к силе и богатству. Станьте идеальными студентами, пропагандируйте принципы Образования Сатья Саи в мире и заслужите уважение от этого мира.

Перевод по брошюре, выпускаемой редакцией журнала "Санатана Саратхи"


Перевод с английского выполнен Эльвирой Зиннуровой.