Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба

"Значение поклонения Винаяке"

10.09.2002, Винаяка Чатурти Сандеш

Теизм в упадке и атеизм на подъёме. Праведность и уважение старших постепенно сокращаются. Преданность и древняя мудрость иссякли. Образование превратилось сегодня в переживание.

Сегодня мы отмечаем священный праздник Ганеш Чатурти. Что означает этот праздник? Слог "Га" символизирует Буддхи (интеллект, или способность различения), "На" означает Виджнану (мудрость). Поэтому Винаяка - это Мастер интеллекта и мудрости. Вселенная поддерживается богами (Ганами), а Винаяка - их Мастер. В этом мире у каждого есть мастер, но над Ганапати нет Мастера. Он сам себе Мастер. Это День рождения Мастера из Мастеров.

Ганапати также называют Мушика Вахана (тот, кто едет на мышке). Вы можете удивляться, как маленькая мышка может вести увесистого Винаяку. Здесь мушика не означает просто мышку. Она символизирует тьму невежества, потому что мышь любит передвигаться во тьме. Поэтому Мушика Вахана означает того,  кто преодолевает невежество и рассеивает тьму. Мы сможем правильно отмечать день Винаяка Чатурти, только когда поймём значение принципа Винаяки.

Одно из главных поучений Бхагавад-гиты содержится в шлоке:

"Сарвадхарман Паритьяджа Маамекам Саранам Враджа,

  Ахам Тва Сарвапапебхьё Мокшаишьями Ма Сучах"

(Предайся Мне и совершай все свои действия как подношения Мне. Я разрушу все твои грехи и дарую тебе освобождение.)

До тех пор пока человек погружён в телесную привязанность, его будут преследовать различного рода трудности. Телесная привязанность - основная причина рождения мыслей (санкальп). Вот почему Кришна призывал человека отказаться от телесной привязанности. Внутренний смысл этого утверждения заключается в том, что человек должен ощутить единство в разнообразии.

Без индивидуума (вьяшти) не может быть общества (самашти). Без общества не может быть творения (сришти). Поэтому в первую очередь мы должны понять роль индивидуума. Только тогда мы сможем понять принцип общества, который в свою очередь ведёт к пониманию творения. Тот, кто понимает творение, становится единым с Богом (парамешти). Поэтому нужно прикладывать усилия в первую очередь к тому, чтобы понять индивидуума.

Вьяшти символизирует индивидуума (Дживу), а самашти означает Бога (Деву). Нет большой разницы между индивидуальной душой и Космическим Духом. До тех пор пока индивидуум отождествляет себя с физическим телом, он ведёт ординарную жизнь. Только после того как он начнёт отождествлять себя с обществом, он сможет понять принцип творения. Поэтому прежде всего человек должен понять истинный смысл вьяшти. Это и есть послание Винаяки. Этот аспект символизирует буква "Га" (интеллект) в имени Ганапати. Буква "На" символизирует виджнану (мудрость). Поэтому Ганапати - это тот, кто дарует хороший интеллект и наделяет мудростью.

Сегодня люди поклоняются Винаяке без понимания его значения. Винаяка во всех аспектах символизирует качества настоящего лидера. "Вияте Наяке Ити Винаяка", что означает: "Он - сам себе Мастер." В этом мире многие поклоняются Винаяке. Но Винаяка не поклоняется никому, потому что нет мастера превыше Него. Даже Ишвара, отец, поклоняется своему сыну Винаяке, а не наоборот.

Сегодня никто не пытается понять принцип Парамешти, являющийся фундаментальной силой за Вьяшти, Самашти и Сришти. Парамешти (Бог) - Мастер всего. В этом мире человек занимается различной деятельностью, из которой какая-то хорошая, а какая-то плохая. Мысли человека - основная причина этой дуальности. Хорошие мысли ведут к хорошим действиям и наоборот. Человек - это воплощение Санкальпы и Викальпы (решения и отрицания). Настоящая духовная практика заключается в контролировании мыслей и капризов ума.

Человека сегодня мучают трудности и тревоги. Ни на минуту он не свободен от беспокойств. Какие мучения досаждают человека? "Рождение - это мучение, жизнь - это мучение; этот мир - причина мучения, а так же смерть; всё детство - это мучение, так же как и старость; все действия и трудности вызывают мучения; даже счастье - это своего рода мучение."  (поэма на телугу)

Телесная привязанность - это основная причина всех мучений. Человек не может достичь счастья без трудностей и мучений. Наслаждение - это передышка между двумя страданиями. Невозможно добиться счастья, не испытав трудностей.

В каждом человеке есть божественность. Той силы, которая скрыта внутри человека, нет больше нигде. Однако он не способен использовать свою божественную энергию. Каждый человек наделён Буддхи (интеллектом, или способностью различения), которая имеет безмерные потенциальные возможности. Виджнана (мудрость) превосходит интеллект во всех отношениях. В первую очередь нужно правильно понять принцип Буддхи и виджнаны.

В этот день Винаяка Чатурти люди готовят такие угощения, как Кудумулу и Ундраллу, и преподносят их Винаяке. Это особое и уникальное приготовление на пару без малейшего содержания масла. Семена кунжута, рисовую муку и сахар сырец Джагери смешивают, формируют шары, варят на пару и преподносят это Винаяке. Вы должны исследовать причину подобного подношения. Семена кунжута хороши для зрения. Пища, риготовленная на пару без малейшего содержания масла, полезна для вашей пищеварительной системы. Тот, кто ест такую пищу, не будет иметь проблем с давление крови и содержанием в крови сахара, и будет всегда иметь крепкое здоровье и счастье. Еда, приготовленная на огне и содержащая масло, вредна для Джатарагни (пищеварительного огня). Такая еда вызывает различные болезни. Человек сможет наслаждаться долгой, счастливой и здоровой жизнью, если он избегает употребление жирной пищи. У Винаяки большой живот, но тем не менее у него превосходное здоровье, за счёт того, что он питается пищей, приготовленной на пару и не содержащей масло.

Винаяку также зовут Вигнешвара (устранитель препятствий). Никаких препятствий не может быть на пути того, кто молится Винаяке. Поклонение Винаяке дарует успех как в духовных усилиях, так и в мирских. Бог дарует счастье на двух уровнях: Правритти (внешнем) и Нивритти (внутреннем). Правритти относится к физическому телу, в то время как Нивритти к интеллекту. Первое претерпевает изменение с течением времени, в то время как последнее остаётся неизменным. Поэтому мы должны пытаться сократить телесную привязанность при помощи подобающей пищи и полезных привычек.

Чрезмерное потребление пищи приводит к ожирению и, вследствие того, сердце с большим напряжением будет качать кровь. С каждым ударом сердца кровь проталкивается на расстояние 12000 миль. При ожирении циркуляция крови и следовательно функционирование сердца будут затруднены. Поэтому нужно контролировать свои привычки питания. Именно это и делает Винаяка.

Люди поклоняются Винаяке, проподнося ему Гарика (вид белой травы). Откуда произошло такое поклонение? Однажды Парвати и Парамешвара играли в кости. Нанди был выбран в судьи. Каждый раз Нанди объявлял победителем Винаяку. Парвати думала, что Нанди подсуживает Ишваре. Она рассердилась и прокляла Нанди, что он будет страдать от несварения. Мигом Нанди припал к её стопам и взмолился: "Я не обманывал тебя, и у меня не было никакого предпочтения Ишваре. Я судил совершенно непредвзято. Ишвара выходил победителем благодаря силе Своей Воли. Санкальпа Ишвары - это Ваджра Санкальпа (Он обязательно выйдет победителем). Поэтому я прошу простить меня и умоляю снять с меня твоё проклятие." Парвати сжалилась над ним и сказала: "Нанди! Поклоняйся при помощи Гарики (белой травы) на четвёртый день месяца Бхадрапада. Когда ты поешь траву, поднесённую Винаяке, ты освободишься от несварения."

Это хорошо знают те, у кого есть домашние собаки. Когда собак выпускают на лужайку, те немедленно начинают искать белую траву. В чём причина? Белая трава полезна для пищеварения. Мы видим, что подношение, совершаемое Винаяке, каждому обеспечивает хорошее здоровье. С древнейших времён люди верили, что Винаяка одаряет Своей милостью тех, кто поклоняется Ему на четвёртый день месяца Бхадрапада.

Сегодня человек не использует свой ум (Матхи), усилие (Гатхи), положение (Ститхи) и богатство (Сампаттхи). В результате того он теряет священную энергию, которую ему дал Бог. Не только это. Он подвержен множеству несчастий и печалей из-за таких порочных качеств, как Кама, Кродха и Лобха (желание, гнев и жадность). Он совершенно не имеет контроля над своими желаниями. Когда удовлетворено одно желание, он стремится к другому. Гнев - это другое порочное качество, которое разрушает человека.

"Гневливый человек не будет иметь успеха ни в одном из своих усилий. Он будет совершать грехи и над ним все будут насмехаться." (поэма на телугу)

"Гнев - это враг человека, покой - это его щит, сострадание - настоящий родственник, счастье - это небеса, а несчастье - это ад" (поэма на телугу)

Ненависть гораздо опаснее гнева. Она даёт подъём множеству порочных качеств, которые встают на пути обретения опыта Божественности. Человеку полагается жить сто лет, но его жизнь сокращается из-за этих порочных качеств. Когда эти порочные черты будут полностью подавлены, человек сможет насладиться долгой и счастливой жизнью. Он не потеряет жизнь, даже если ему придётся столкнуться с опасным для неё происшествиями. Человека мучают реакция, отражение и отзвук его собственных дурных качеств. Желание, гнев и ненависть - это не человеческие качества; это животные тенденции. Человек превращается в животное, если он позволяет этим дурным качествам преодолеть его. Он должен постоянно напоминать себе, что он - человеческое существо, а не зверь. Подобным образом он должен проверять свои животные тенденции. К сожаленью молодёжь сегодняшнего дня развивает излишние желания и в следствие того её будущее уничтожается.

Человеческую жизнь можно сравнить с четырёхэтажным зданием. Брахмачарья, Грихастра, Ванапрастха и Саньяса (холостяцкая жизнь, семейная жизнь, отставка и отречение) - это четыре стадии человеческой жизни. Брахмачарья - это фундамент; если фундамент прочен, то остальные три этажа автоматически будут прочными. Но современная молодёжь разрушает три четверти своей жизни, потому что не имеет прочного фундамента Брахмачарьи. Когда взрослые советуют им молиться хотя бы пять минут в день, они говорят, что у них нет времени, хотя у них в распоряжение всё время мира, чтобы потакать своим плохим привычкам и плохим качествам. Студенты и молодёжь особенно должны стараться иметь прочный фундамент Брахмачарьи. Просто оставаться холостым, ещё не означает быть Брахмачарьи; настоящий смысл Брахмачарьи - это постоянное воспоминание Брахмы. Думайте о Боге и повторяйте  Его имя при всех обстоятельствах жизни. Ведите чистую жизнь. Посвятите свою жизнь принципу любви. Это обеспечит безопасность зданию вашей жизни.

Вы видите стены, вы видите крышу, вы видите всё здание, но вы не можете видеть фундамент. Он скрыт под землёй. Однако безопасность здания, которое можно видеть снаружи, основывается на невидимом фундаменте. Когда вы строите дом, вы проектируете стены и крышу таким образом, чтобы они выглядели привлекательно. Но фундамент, который несёт на себе всё здание, не требует никаких приукрашиваний. Тем не менее он является самой важной частью здания. Сегодня человек не беспокоится о фундаменте жизни. Его больше беспокоит внешний вид.

Первая стадия в человеческой жизни - это Брахмачарья. "Чарья" означает вести себя. Вы должны всегда думать о Брахме. Вы должны вести себя в соответствии с именем Брахмачарья.

В древности Ачарьей называли наставника. Тот, кто только учит, не делая это сам, - это всего лишь учитель. Он может преподнести вам несколько уроков, но не сможет научить вас тому, как контролировать ваш ум и достичь духовного прогресса. В контроле ума вам может помочь только настоящий Ачарья.

Когда мы говорим об Ачарьях, два имени немедленно приходят нам в ум. Одно - это Бхишмачарья, а другое - это Дроначарья. Дроначарья был Гуру Пандавов в том смысле, что он учил их стрельбе из лука. Бхишмачарья был духоным учителем Пандавов. Он был великий Джнани (мудрец).

Джнана не означает приобретение только текстового знания. Адвайта Даршанам Джнанам (восприятие недвойственности - это высшая мудрость). Настоящий Джнани - это тот, кто посвящает Богу своё тело, ум и интеллект. Он думает только о Боге, и больше ни о чём. Он совершает всю свою деятельность с единственной целью удовлетворить Бога. Сарва Карма Бхагавад Притьяртхам (делай все действия, чтобы ублажить Бога). Вы должны совершать все усилия, чтобы принести Богу удовлетворение.

Это было единственным устремлением Бхишмачарьи. Он был сыном Матери Ганги. Всю свою жизнь он слушался её команд, и когда приблизился его конец, он захотел получить её благословение. Он был ранен стрелой Арджуны и лежал на ложе из стрел 58 дней. Всё его тело было пронзено стрелами. Перед тем как оставить тело, он попросил Арджуну привести его мать Гангу, чтобы утолить свою жажду. Арджуна означает того, кто имеет чистое сердце. Он заработал многие прозвища, такие как Пхалгуна, Партха, Кирити, Светавахана, Бхивхатса, Савьясаачи, Дханунджая и т.д. Услышав просьбу Бхишмы, Арджуна изо всей силы выстрелил из лука в землю. Немедленно мать Ганга фонтаном выстрелила вверх и утолила жажду своего сына, Бхишмы. Потом он мирно испустил свой последний вдох.

Сегодня многие люди носят имя Арджуна, но их поведение не соответствует их имени. Брахмарамба и Малликарджуна - главные божества в знаменитом центре паломничества Шрисаилам. Брахмара означает медовую пчелу, а Амба означает мать. Малли означает цветок жасмина. Малликарджуна означает чисто-белый цветок жасмина. Как пчела сосёт мёд из цветка, так и Брахмарамба наслаждается компанием Малликарджуны.

Арджуна считается самым великим из Пандавов, потому что он чист сердцем. Он никогда не приносил никакого вреда невинным. Никогда не использовал своё оружие против кого-бы то ни было без должной причины. До наступления войны Арджуна попросил Кришну пойти к Кауравам с миссией мира. Кришна спросил его: "К кому именно я должен пойти?" Арджуна сказал: "О Кришна, ты всезнающий. Мне нет необходимости давать тебе инструкции. Пожалуйста приложи все усилия, чтобы предотвратить войну." Кришна сказал: "Какой смысл разговаривать со слепым королём Дхритараштрой? Его привязанность к сыновьям ослепила его. Он послушается только своих сыновей, а не меня." Однако Кришна отправился к Кауравам послом. Но как Он предсказывал, Его миссия мира провалилась. Война стала неизбежной. Он вернулся обратно и сказал Арджуне: "Все Мои усилия провалились. Готовься к войне." Арджуна высказал свою озабоченность, что столько невинных будет убито в войне. Кришна сказал: "Арджуна, те, кто пришли на поле битвы, готовы к любому повороту событий. Никто не приходит на поле битвы просто наблюдать за развитием событий. Поэтому нет вопроса о том, что на войне будут убиты невинные. Готовься сражаться."

Арджуна хотел передать эту новость своему брату Дхармарадже. Они пошли к нему вдвоём. Дхармараджа с самого начала был против войны. Но у него не было другого выбора, как принять её. То же самое было объявлено Накуле и Сахадеве. Хотя они были молодыми, но они были в высшей степени добродетельными. Они были наделены ещё более великими добродетелями, чем даже Арджуна и Дхармараджа. Когда они увидели Кришну, их радость не знала пределов. Хорошо зная злодейский характер Кауравов, они были готовы к войне. Они не беспокоились о результатах миссии мира Арджуны. Всё время они молились о том, чтобы он целым и невредимым вернулся обратно. Такова была их любовь к Кришне.

В конечном итоге Арджуна сказал: "Кришна, можно ли получить нектар из яда? Какой смысл давать хороший совет злодеям Кауравам? Это всё равно, что бросать цветок жасмина в огонь. Давай прекратим эти разговоры о мире и будем готовиться к войне."

Когда они добрались на поле битвы, Арджуна пал духом. Он переживал, что столько невинных людей будет убито на поле битвы. Он боялся, что станет причиной горя множества семей. Он сказал: "Кришна, я не могу видеть, что мои родственники будут убиты в войне. Моё сердце трепещется, когда я думаю об этом. Давай повернём назад, не тратя время."

Кришна сделал вид, что он разгневан. Он сказал: "Арджуна, именно ты подстрекал Меня и привёл Меня на поле битвы. Как ты можешь вести себя в такой трусливой манере? Позор тебе!" В этот момент Он передал Арджуне учение Бхагавад Гиты. Это придало Арджуне необходимых сил, чтобы сражаться. Однако, когда он столкнулся с Бхишмой, он не смог противостоять его могуществу. Чтобы придать Арджуне мужества, Кришна в мгновенье выпрыгнул из колесницы и сказал: "Арджуна, я убью этого Бхишму и спасу тебя." Арджуна сказал: "Кришна, Ты взял обет, что не будешь участвовать в войне. Я не хочу, чтобы из-за меня Ты взял обратно свои слова." Когда Кришна приблизился к нему, Бхишма сложил свои руки и сказал: "Тот, который идёт убить меня, - единственный, кто может спасти меня." Такова была преданность Бхишмы.

Воплощения Любви!

Наша история изобилует таким священным смыслом. Но современная молодёжь не обращает внимания на нашу историю. Молодые люди растрачивают своё время на чтение романов и бессмысленных историй. Эти истории (Катхи) приносят только горе (Вьяты). Только Божественные истории учат вас идеальному пути. Вы должны читать подобные священные истории, понять их и воплощать их на практике. Священные поэмы, такие как Рамаяна, Бхагавата и Махабхарата, - это сокровищницы великих поучений.

Подобным же образом история Винаяки - это тоже великое послание человечеству. Винаяка - это воплощение мудрости. Вот почему ему поклоняются все боги. В этот день Винаяка Чатурти студенты кладут перед Ним свои учебники и молятся ему. Внутренний смысл этого заключается в том, чтобы им была дарована божественная мудрость. Совершенно необходимо, чтобы студенты поклонялись Винаяке в этот благоприятный день. Он исполняет желания своих преданных. Он дарует только Ануграха (милость). Он не имеет Аграха (гнева). Поэтому Винаяке поклоняются не только индийцы, но и люди  других стран.

В 2 часа дня будет музыкальная программа, представленная нашими бывшими студентами, которые работают в Сатья Саи Трасте. Они выполняют огромную работу. Есть такие старейшие члены Траста, которые следят за его работой уже более 30 лет. Все эти годы Я лично руковожу работой Траста. Когда студенты присоединяются к Трасту, они берут на себя всё ответственность и добросовестно выполняют свою работу. Студенты выполняют безупречную работу, служат ли они в издательстве, в офисе по расселению прибывших или где-либо ещё в ашраме. Они разговаривают вежливо и учтиво. Они не используют грубых слов. Они следуют диктуму: Помогай всегда, не вреди никогда. Эти работники траста представят после обеда программу, в которой они говорят о различной деятельности Траста. Каждый из вас должен внимательно выслушать то, что они хотят сказать. То, что они собираются рассказать, полностью основано на их собственном опыте. Мои мальчики всегда говорят правду. Они никогда не говорят лжи, даже шутя. В послеобеденной программе они будут передавать послание истины. Они молоды, но очень производительны в своей работе. Они принимают широкое участие в деятельности Траста. Они пропогандируют учение Свами по всему миру. Я крайне счастлив, что эти мальчики преуспевают в жизни. Они в высшей степени умны. Если им задают вопрос, они дают правильный и быстрый ответ. Пять мальчиков смотрят за нашим Центральным Трастом. Подобный же образом несколько мальчиков контролируют работу издательства. Вы не найдёте неправильное употребление даже одной копейки. Они в высшей степени честные. Учитываются даже пайсы. Они наделены благородными качествами, хорошими привычками и идеальныи характером. Вы увидите  это сами в послеобеденной программе. Они активно участвуют в радиовещании по Глобал Хармони Радио Саи 24 часа в сутки. Хотя это молодые мальчики, они говорят крайне вежливо. Вы услышите их в послеобеденное время. Вы должны научиться их языку. Все они ваши братья. Все - братья и сёстры. Я хочу, чтобы все вы получили такую возможность в жизни и преуспевали.

(Бхагаван закончил Своё выступление Бхаджаном "Бхаджана Бина Сукха Шанти Нахин ..."

По брошюре, выпускаемой журналом "Санатана Саратхи"


Перевод с английского выполнен Эльвирой Зиннуровой.